La Grande Bellezza (The Great Beauty)

Продолжая путешествовать по фильмам, выигравшам многие призы, посмотрел итальянский фильм «Великую Красоту», (не уверен в официальном русском переводе).

Фильм впечатляет операторской работой. Большая часть отъснятого материала – это образы моря, неба, старинных картин, статуй, фонтанов, зданий, ночного Рима и танцующих элегантно одетых людей.

Общий нарративный фон картины в чем-то напоминает фильмы Фелини своей раздробленностью и рассредоточенностью действия. Возможно, целью этого приема является создание атмосферы документализма. Однако, при моем собственном общении с итальянцами, они производили впечатление людей прижимистых и жуликоватых. Но, может быть, я просто общался не с теми людьми.

Сюжет течет жиденьким ручейком. Главный герой – человек за шестьдесят по имени Джеп – известный журналист и театральный критик, занимается тем, что посещает многочисленные пати, где полураздетая «римская знать» (ариcтократическая интеллигенция и просто богатые люди) танцует и выбирает себе партнеров на ночь. Джеп знает всех и вся, и везде он – желанный гость. А если после этих пати он возвращается домой без временной подруги, то философствует сам с собой.

В один из моментов фильма, Джеп спрашивает женщину, с которой возвращается с пати: «А чем ты вообще-то занимаешься?», на что она отвечает: «Ничем, Я богата».

В другом эпизоде, танцуя с писательницей, с которой они друзья-враги, он спрашивает: «знаешь, я запамятовал, а мы с тобой когда-нибудь спали?»

В фильме показан пример одного из театральных представлений, на которые Джеп пишет рецензии. Это полностью голая бесноватая женщина (с серпом и молотом, выстреженных на её лобковых волосах), которая бегает по сцене, и в конце представления, с разбегу ударяясь головой в стену, отскакивает и падает, с кровопотеком на голове. Это представление претендует на артистическую глубину.

В ходе последующего интервью, Джеп обнаруживает, что артистка не понимает значения слов, которыми описывает своё «искусство». Практически он ловит её на вранье и болтовне «бла, бла, бла...». Не знаю, как эта фраза звучит по итапльянски, так как я смотрел фильм с английским подстрочником.

В молодости, Джеп написал прекрасный роман, который вошел в итальянскую литературу, многие фразы и умозаключения которого, стали расхожими в языке. Все друзья в один голос упрекают Джепа в том, что он больше не пишет романов. Но он отказывается, ссылаясь на отсутствие вдохновения.

В одной из сцен, Джеп спорит с женщиной, которая противопоставляет свое творчество его одному роману о красоте, как человек, написавшей девять романов социальной значимости, и претендующей на роль носителя прогрессивных идей и преобразователя общественного мышления. Джеп объясняет ей, что все её романы, были выпущены маленьким тиражом, в типографии партии, чью повестку дня она толкала. А положительные отзывы на её книги писались критиками, той же партии. По сути он говорит ей, что все, что она сделала – это тоже «бла, бла, бла...».

За всю его биографию, Джеп имел столько женщин, что считая их вместе со своим другом и литературным соратником Романо, они сбиваются со счёта. С другой стороны, женщин Романо, далеко не такого талантливого и удачливого, как Джеп, сосчитать не сложно. Их было шесть, да и то только тех, которых сам Джеп для него нашел.

Ближе к концу фильма, Джеп встречается со «святой» – сто-пяти летней старушкой, которая живет где-то в Африке, изредка навещает Рим и дает интервью только в исключительных случаях. Директор журнала требует от Джепа взять у святой интервью, так как, в свое время, ей понравилась его книга.

Встреча происходит так же хаотично, как и все остальные события в фильме. В доверительном разговоре «святая» сообщает Джепу о том, что она питается только корнями «потому, что корни – очень важны». По всей вероятности, зритель должен воспринимать это откровение в символическом смысле. Особенно в контексте того, что Романо говорит Джепу, о своём разочаровании в Риме и намерении уехать в родной маленький город, видимо, к своим корням.

Апогеем фильма являются воспоминания Джепа о девушке его молодости, в которую он был влюблен. В ретроспективном эпизоде, показывающего Джепа молодым, любимая девушка, открывает кофточку и показывает ему сиськи грудь. Видимо, это и было тем событием огромной значимости, которое вдохновила Джепа на написание его прекрасной книги.

В финальной сцене, подытоживая свою жизнь, как личную, так и общественную, Джеп приходит к выводу, что кроме красоты и смерти – в жизни ничего нет. Да, и еще о том, что корни важны. А все остальное – это «бла, бла, бла».

H2
H3
H4
3 columns
2 columns
1 column
18 Comments