В последнее время в американской общественной жизни происходят бурные дебаты по поводу преподавания в американских школах Критической Расовой Теории (Critical Race Theory).
Например этот ролик называется так. «Parents accuse school board of trying to indoctrinate students with controversial 'Critical Race Theory’» Родители обвиняют школьный совет в попытке индоктринировать учеников противоречивыми идеями.
Другие наоборот считают, что Critical Race Theory необходимый предмет для преподавание в школах.
И это не ограничено цветом кожи. Вот например выступаление темнокожего родителя противников этой теории.
Для этого поста я попытался перевести рассказ уравновещенного человека, который, на мой взгляд, объяснил Критическую Расовую Теорию коротко, но довольно полно.
Что делает Критическую Pасовую Теорию (в дальнейшем в тексте буду использовать аббревиатуру CRT - Critical Race Theory) необычной и отличной от всех других работ о расе и равенстве, так это ее глубокая неудовлетворенность традиционным дискурсом гражданских прав. То есть ценностями, которые общество вынесло из эпохи гражданских прав 60-х и 70-х годов. Теоретики критической расы говорят, что эти ценности им не нравятся. И, когда речь идет о расе и расизме, они хотят указать Америке новый путь.
Один из принципов, который сторонники CRT пытаются заменить - это цветовая слепота. Это представляет собой попытку исключить расу из процесса принятия решений. Например, если вы верите в дальтонизм и хотите разработать бесцветный закон, это означает, что закон будет применяться одинаково ко всем, независимо от их расы. Или если вы хотите быть дальтоником в своей повседневной жизни, вы не будете оказывать никому предпочтений или дискриминационного обращения по расовому признаку.
Однако теоретики CRT говорят, что, в принципе, дальтонизм неплохая идея, но они считают, что в реальности люди слишком расово предвзяты, чтобы она сработала. Притворяясь, что мы дальтоники, на самом деле люди расово предвзяты. Дальтонизм это только фасад, который не позволяет серьезно бороться с расизмом в обществе.
Второй принцип, с которой теоретики CRT не согласны, — это расовая интеграция. То есть видение Америки как плавильного котла, где люди с разным расовым происхождением собираются и разделяют ценности, политическую власть и само общество. Интеграция также подразумевает, преуменьшение значения расовых различий в пользу общей человечности.
Теоретики CRT считают, что этот процесс имеет неравномерную динамику власти. Доминирующая группа большинства фактически уничтожает идентичность и культуру группы меньшинства. Этот процесс они называют культурным геноцидом.
Теоретики CRT хотят сохранить традиции и ценности меньшинств, сопротивляясь расовой интеграции. Они считают, что интеграция и дальтонизмом – это просто риторика, которая пытается преуменьшить значение расы в нашем сознании, и поэтому эти практики не работает для меньшинств.
Поэтому теоретики CRT призывают к резкому повороту в противоположном направлении, пытаясь нормализовать то, что они называют расовым сознанием. Расовое сознание не означает, что у людей есть случайное тусклое осознание расы, а то, что люди придают расовым вопросам и расовому осознанию глубокое значение. Это как вы себя идентифицируете, как вы смотрите на других людей, и интерпретируете общие явления мира.
Это радикальная идея, которую теоретики CRT извлекают из черного национализма. Такие мыслители, как Малком Икс и Стоукли Кармайкл, которые выступали против интеграции в пользу формирования расово сознательных коллективов, способных противостоять, навязанной обществом, политике расовой интеграции. По словам самих теоретиков CRT, "CRT, с ее явным принятием расового сознания, стремится пересмотреть условия, на которых раса и расизм обсуждались в американском сознании, и восстановить и оживить радикальную традицию расового сознания среди афроамериканцев и других цветных людей - традицию, которая была отброшена, когда интеграция, ассимиляция и идеал дальтонизма стали официальными нормами расового просвещения".
Поэтому теоретики CRT хотят возродить расовое сознание среди небелых американцев. Они также хотят использовать расовое сознание, чтобы по-новому понять Америку и американскую жизнь.
Аналитический метод, который они используют, чтобы посмотреть на Америку, называется "деконструкция". Итак, теоретики CRT хотят использовать деконструкцию и расовое сознание, чтобы понять скрытые способы, которыми раса и расизм влияют на Америку и американскую жизнь. Они хотят использовать этот процесс, чтобы поставить под сомнение сами основы либерального порядка, включая теорию равенства, юридическую аргументацию, просвещение, рационализм и нейтральные принципы конституционного права.
Таким образом, деконструкция с использованием расового сознания является одной из составляющих их академического процесса, который дает им возможность понять, какова расовая динамика в Америке и где происходит расизм. Это также определяет для них проблемы, для которых они хотят представить решение.
Следующая часть процесса: это реконструкция расово осознанной реальности из теории. Другими словами, они пытаются сконструировать новую социальную реальность.
Наконец, вот к чему сводится теория критической расы. Теоретики CRT считают, что путем деконструкции и реконструкции через призму расового сознания мы можем узнать, как радикально преобразовать Америку и освободить её от расового угнетения. Это делается в стремлении к более широкой цели: прекращению всех форм угнетения.
Теоретики критической расы хотят использовать этот процесс, чтобы покончить с расизмом и прекратить угнетение.
Вот как они применяют этот процесс в академической среде. Теоретики CRT рассмотрели традиционные способы поведения научного дискурса. Они свели его к нескольким аспектам, которые должны иметь ученые, таким как объективность, нейтральность и сбалансированность.
Теоретики CRT утверждают, что эти аспекты научного исследования не являются обще американскими или даже обще мировыми принципами, а принципами, присущими только миру белого человека. Поэтому теоретики CRT считают, что если вы, как академик, рассуждаете объективно, ваша позиция нейтральна и сбалансирована, то независимо от вашего цвета кожи ваш академический голос - белый. Если ваш цвет кожи не белый, это означает, что вы были интегрированы в белый мир и в этом случае фактически потеряли свою расовую идентичность. Таким образом, теоретики CRT считают, что перечисленные выше академические принципы - это расизм, поскольку, по их мнению, это предполагает превосходство белых академических ценностей.
Поэтому теоретики CRT хотят выдвинуть собственные альтернативы расового сознания, разработанные таким образом, чтобы быть отчетливо НЕ белыми. Такой академический голос они обосновывают концепцией аутентичности.
Аутентичность в данном случае означает сопротивление давлению белого мира. Итак, если вы интегрированы в белый мир, вы неаутентичны, но если вы остаетесь верны себе, сопротивляясь интеграции, как небелый человек, то вы аутентичны. Затем они пошли дальше и определили свой аутентичный НЕ белый академический голос как субъективный и политический.
Таким образом, теоретики CRT как ученые намеренно отказываются от объективности, нейтральности и сбалансированности. Так как адаптация этих принципов означала бы, что они являются неаутентичными союзниками белых. Вместо этого они субъективны и политичны.
Этот подход был вдохновлен более ранней группой мыслителей. В частности, Максом Хоркхаймером, который разработал "Критическую теорию".
По его словам, критические теоретики работают в академических кругах, преследуя свои политические цели. Поэтому они субъективно искажают свои академические выводы, чтобы соответствовать своим политическим целям. Это часть более широкой цели - покончить со всеми формами угнетения. Это пример процесса деконструкции и реконструкции в действии. Они деконструировали традиционную академическую науку, определили, что она была белой, и реконструировали свой собственный взгляд на академическую науку таким образом, который, по их мнению, был подлинно небелым.
Этот процесс применяется и в других областях общественной жизни. Например, деконструировать "рабочее место" с учетом расового сознания, чтобы определить скрытую расовую динамику и определить, есть ли на предприятии или в учреждении потенциальный расизм. Если определяется, что потенциальный расизм имеет место, нужно создать свою собственную альтернативу рабочего места, принимая во внимание расовое сознание, и предназначенную для устранения расизма на рабочем месте.
У теоретиков CRT - два основных источника доказательств. Один из них: это использование собственного личного опыта или опыта других людей, который подтверждает их тезисы. Так, в их работах вы можете найти авторов, опирающихся на свой собственный опыт. Например, опыт, полученный в лифте, или на детской площадке. Это также называется "рассказыванием историй", эмпирическим знанием или живым опытом, и это используется во всех их работах как средство поддержки утверждений.
Другим источником доказательств является указание на нежелательные статистические различия между расовыми группами. Это может быть уровень младенческой смертности, продолжительность жизни, уровень лишения свободы, уровень доходов или любые другие нежелательные групповые различия. И поскольку теоретики критической расы являются субъективными и политическими, и поскольку их политика направлена на выявление и искоренение расизма в Америке, они не рассматривают все объективно возможные объяснения того, а делают умозаключения нежелательные групповые различия вызваны расизмом.
Расизм дает преимущества одной группе и ставит в невыгодное положение другую группу, что, по их мнению, является достаточной причиной всех нежелательных групповых результатов.
Поскольку эти нежелательные диспропорции являются результатом расизма, любой, кто не работает активно над устранением этих диспропорций, фактически является расистом. Потому не существует такого понятия, как НЕ расист. Вы либо расист, либо АНТИ расист.
Третий существует фактор, который теоретики CRT привносят в свой анализ: это исторический контекст. Они обычно ссылаются на историю угнетения, чтобы показать, что что-то является более расистским, чем может показаться на первый взгляд. Это может быть закон, поведение или отношение. Опираясь на историю угнетения они предполагают, что все нежелательные различия происходят в результате расизма.
Обычно мы используем термин расизм как неполноценность или превосходство кого-либо на основе расы. Теоретики CRT также признают такой тип расизма. Однако их гораздо больше интересует расизм с точки зрения его связи со властными структурами. Если властные структуры имеют расовый уклон - направлены на благо людей одной расы, и на подчинение людей другой расы, тогда эти структуры власти являются расистскими, и любой, кто соучаствует в этих структурах власти, также является расистом. Таким образом, человеческая идентичность основана на том, как она соотносится с властными структурами.
Если властные структуры приносят пользу и вы не выступаете активно против них, то вы расист. С другой стороны, если эти властные структуры действуют против вас, то вы не способны быть расистом, потому что за вами не стоит сила этих властных структур, и вы неявно постоянно подвергаетесь угнетению.
Используя эту концепцию расизма и применяя аналитические инструменты, изложенные выше, теоретики критической расы исследовали Америку и пришли к выводу, что расизм является столпом, на котором держится американское общество в той степени, в которой Америка является режимом превосходства белой расы. Это касается большинства американских институтов и большинства аспектов американской жизни, таких как законы, система образования, культура, экономическая система и политика.
Теоретики CRT обычно сокращают это соображение до "статус-кво". Они считают, что статус-кво Америки - это статус-кво белого превосходства. Однако это превосходство белых не явное. Оно витает в подсознании белых американцев, и белые американцы могут этого и не осознавать.
Стоит отметить, что слово "белый" здесь используется не в том смысле, в каком мы обычно его понимаем, потому что оно не обязательно связано с цветом кожи. Они считают, что поскольку нормы Америки в основе своей белые, то любой человек, чьи ценности целиком затронуты в этих нормах, и любой, кто извлекает из них выгоду и становится успешным в режиме этих норм, может по сути тоже является «белым». Этот аргумент пять же основан на интеграции. И если кто-либо интегрируется в статус-кво, он может быть назван теоретиками CRT "белым", независимо от его фактического цвета кожи.
В этих условиях белый американец не может просто разделить власть с расово разнообразными группами людей, чтобы вырваться из того, что называется белым превосходством. Потому что концепция превосходства белых встроена в нормы и ценности самого общества. Поэтому если больше людей разного происхождения интегрируются в эти нормы, то превосходство белых все равно будет существовать, только с более поверхностным разнообразием оттенков кожи.
Теоретики CRT считают, что единственный способ вырваться из этого цикла: это изменить ценности самого общества. Поэтому они считают, что нужно провести своего рода экзорцизм над статус-кво; изгнать расизма из статус-кво, а затем создать новый статус-кво, свободный от расизма. Фактически нужно создать новое общество.
Как будет выглядеть это новое общество? Теоретики CRT говорят, что они все еще это выясняют. Они намекают, что должны произойти какие-то огромные перемены. Но всеобъемлющего видения этих перемен они пока не представили.
В ответ на критику об отсутствии видения, они указывают на несколько уже выдвинутых идей. Например, сделать язык ненависти по отношению к меньшинствам незаконным, потому что он влияет на меньшинства иначе, чем на белых людей. Перейти от подхода "один человек один голос" к формированию округов с учетом расовой принадлежности. Это означает, что политическое представительство будет пропорционально расовому представительству.
Другая идея это создание отдела по борьбе с расизмом, который следил бы за расистским поведением правительственных чиновников, а также мог бы проверять и отклонять законы до их принятия, если в них есть потенциальный расизм.
Другие авторы предлагают, чтобы CRT очень активно преподавалась и внедрялась в академические круги и систему образования. Тогда CRT станет настолько распространенной, что ее перестанут подвергать сомнению, и она станет чем-то вроде едва уловимого факта, но присутствующего повсюду, как воздух в атмосфере.
Есть также идея, которая часто звучит в их сочинениях, что капитализм: это тоже проблема и с ним нужно покончить. Так что это, вероятно, низложение капитализма тоже в их повестке дня. Но, опять же, они не предлагают всеобъемлющего видения нового общества. Возможно, расовое сознание и расовый национализм, временны, и теоретики CRT действительно пытаются работать над расовым миром.
Наверное, самая спорная часть CRT - это утверждение, что они марксисты. Правда, но они в значительной степени адаптируют марксизм и являются марксистами третьего или четвертого поколения.
Марксизм через призму CRT делит людей на два лагеря: угнетенных и угнетателей. И то, в каком лагере вы находитесь, определяется вашей идентичностью. Для Карла Маркса это классовая идентичность, а для CRT - расовая. Это угнетение заложено в самой природе общества, которое в случае с CRT является системным расизмом. Таким образом, единственный способ изменить системный расизм это изменить само общество. Другими словами это устроить революцию. Чтобы революция произошла, нужно распространить расовое сознание. Затем, когда достаточное количество людей станут расово сознательными, они восстанут и создадут новое общество, свободное от угнетения. Детали того, как выглядит это новое общество, однако размыты.