В жизни она была отнюдь не красавица. Но кто-то сделал её такой, какой мы её помним, завидуем и грустно вздыхаем по беззаботным временам 50-х.
Девушку на фото представлять не надо. А вот кто "он"?
Американский фотограф и кинодокументалист Бертрам, или Берт Штерн (©Bert Stern) - знаковая фигура в мире коммерческой и fashion-съемки. Это один из основоположников модной "глянцевой" фотографии в том виде, как мы её сейчас знаем, предвосхитивший направление развития жанра. Наибольшую славу ему принесли 50-е и 60-е годы ХХ века, когда его камера зажигал самые известные кинозвезды планеты.
Карьера Штерна причудлива и противоречива: в середине 60-х, сломавшись от перенапряжения и психологических проблем, он вообще перестал снимать, бросил все и уехал в Испанию, вернувшись к фотографии лишь через 20 лет.
Примечательно, что в это ему помогла его же бывшая модель Шанна Ломейстер, ставшей его музой (а потом и женой). Позже он посвятил ей документальном фильме Bern Stern: Original Madman ("Настоящий безумец"), вышедшем незадолго до его смерти в 2013 году.
Они поменялись ролями: теперь фотографом стала девушка с подиума, а моделью - тот кто её прежде снимал.
Шанна постаралась запечатлеть все, что говорил и делал Берт, чтобы память о нем продолжила жить вместе с его работами.
Как говорил сам фотограф, он всегда любил снимать портреты. Самая известна фотосессия Штерна - съемка Мэрилин Монро, проведенная за полтора месяца до ее смерти. В 2008 году 36 снимков (всего их было более двух с половиной тысяч) продали на торгах Кристи почти за 150 тысяч долларов. Фотографии, сделанные Штерном, в 1962 году опубликовал американский Vogue, а в конце 90-х годов они вышли отдельной книгой.
Это нетипичный для того времени проект - Монро снималась не в классической студии, а в люксе лос-анджелесского отеля Bel Air. Сейчас многие звезды проводят фотосессии в роскошных гостиничных номерах, но для начала 60-х это было в новинку. Фотограф не хотел делать стандартную fashion-съемку с аксессуарами и украшениями, выданными журнальным стилистом. Он устроил оригинальную фотосессию и показал ее креативному директору Vogue. Александр Либерман пришел в восторг и вскоре позвонил Штерну с предложением провести еще одну съемку звезды.
Вторая фотосессия была черно-белой и очень откровенной. Журналу даже пришлось отправить ее команде Монро на согласование, чего в Vogue обычно не делали. Многие кадры забраковали из-за необычности и того, что Мэрилин позировала обнаженной. Позднее их опубликовал журнал Eros, получив официальное разрешение на использование. Фотосессия проводилась через месяц после того, как актрисе сделали операцию. Тем не менее, она поддалась обаянию Берта и не просто фотографировалась обнаженной, но и пила шампанское, которое ей было категорически запрещено.
Фотограф, которого злые языки называли беспринципным ловеласом, любил женщин, и они отвечали ему взаимностью.
Такие взаимоотношения раскрывали красоту и грани личности на фотопортретах Штерна. Знаковыми стали не только фотографии Монро, но и снимки Элизабет Тейлор. Берт дружил с ней и одним из ее мужей, Ричардом Бартоном. По заказу киностудии ХХ век Фокс сделал фотопроект для картины "Клеопатра". На момент съемки Штерн был знаком с Бартоном, который представил его Тейлор. Бурный роман двух кинозвезд разворачивался на глазах Штерна, они много времени проводили вместе, и фотографии актеров получились живыми и искренними.
Бертрам Штерн родился в 1929 году в Нью-Йорке в семье фотографов , эмигрантов из Росси. Вполне логично, что уже в подростковом возрасте он устроился в издание Look. Там он познакомился со Стенли Кубриком (который тоже начинал с фотографии), между ними зародилась тесная дружба. Знаменитые снимки к фильму "Лолита" позднее делал именно Штерн.
Там же Берта представили Хершалу Брамсону, художественному директору Flair. Тот пригласил молодого фотографа, не имеющего опыта в рекламе, стать своим ассистентом. Потом уже был пост художественного директора в Mayfair и начало занятий Большой фотографией.
Карьера Штерна развивалась стремительно, но ее пришлось прервать на время войны в Корее. В 1950 году Штерна призвали в армию, и он уехал в Токио, чтобы работать в военном фотодепартаменте. Вернувшись в США, он недолго проработал в Fashion&Travel, откуда, будучи неуверенным в будущем, ушел в агентство Lawrence C.Gumbinner.
Работодателю Берта заказали рекламную съемку водки Smirnoff - компании хотелось уйти от графической рекламы и поэкспериментировать с фотографией.
Кадр с бокалом коктейля мартини, в котором отражались египетские пирамиды, прославил фотографа и перевернул представление о коммерческой фотосъемке.
Штерну понравилось заниматься рекламой (на которой он еще и неплохо заработал), но вскоре он увлекся кино, снял документальное эссе о джазовом фестивале Jazz on a Summer’s Day, а затем открыл фотостудию и занялся собственными проектами.
Во второй половине 60-х годов Штерн был успешным американским фотографом, много зарабатывал и напряженно трудился.
В своей студии он делал престижные рекламные проекты и фото для модных журналов, но не ставил процесс на коммерческие рельсы, а продолжал относиться к нему творчески.
Успешный бизнес и брак с Аллегрой Кент (у танцовщицы и Берта трое детей), рухнули внезапно . Из-за стрессов фотограф начал принимать амфетамины и попал в больницу с нервным срывом. "Сломавшись", Штерн погрузил свое имущество в грузовой контейнер и, бросив все, уехал из США в Испанию.
Его брак распался, о нем забыли журналы и рекламные агентства.
Только через несколько лет Штерн смог взять в руки камеру , издал книгу своих работ (впоследствии продали около 20 миллионов ее экземпляров) и стал опять фотографировать.
Берт возвратился в США и начал восстанавливать свою жизнь. В 1982 году он опубликовал снимки Мэрилин Монро, которые раньше не видели свет, а через год познакомился с будущей музой и любовью Шанной Ломейстер.
Ну, а что было дальше, вы уже знаете :)
the art I worship
. . . . .
Использованы
БЕРТ ШТЕРН - СОЗДАТЕЛЬ ЗНАКОВЫХ ПОРТРЕТОВ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ И ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ https://fotogora.ru/bert-shtern-sozdatel-znakovykh-portretov-znamenitostey/