Что необходимо для хорошей смуты в стране? Давайте попробуем составить список. Во-первых, надо свергнуть монархию. Во вторых, надо что что бы главный революционер объявил себя императором. В третьих, надо что бы на каждой кочке обозначился местный царёк, со своей армией и "иностранной поддержкой всего прогрессивного человечества". В четвёртых, надо что бы появились "заединщики", которые объявят войну всем царькам-императорам ради "всеобщего мира и единения". Ну и вишенка на торте - коммунисты. Без них смута - нещиталово.
Но это ещё не всё. Превратить ординарную скучную смуту в поистине всенародный праздник может только Батька Махно - когда ведомые им банды анархистов на тачанках "гуляй поле" рыскают по стране с гармошкой и песнями "Бей красных - пока не побелеют! Бей белых - пока не покраснеют!" Вот это жизнь!
Так вот в Китае к концу третьего десятилетия прошлого века именной такой жизнь и была. Всё по списку и плюс к тому - лихие китайские хлопчки били всех, кто попал под руку. Но называли себя они конечно не бандитами, а борцами за высшую справедливость и истинное народовластие.
Верховодил этой братвой некий Чэнь Цзюнмин - сын богатого помещика, доктор права, выпускник кантонской юридической академии, по совместительству "школьный учитель" и "правая рука" Сунь Ятсена.
И как того требуют законы жанра, в один прекрасный момент эта "правая рука" фактически свергла самого Сунь Ятсена и почти развалила весь Гоминдан. Задолго до коммунистов заметьте, ещё в 1922 -м году.
Ровно сто лет миновало с той жаркой поры и годы посыпали память пеплом забвения. Но если в России батька Махно так и остался комичным персонажем, политической пародией на карикатуру украинской потешной "незалэжности", то в Китае исторический след Чэнь Цюнминя, куда глубже и сложней.
Во-первых, он не только бандитствовал, но и реально экспериментировал с новыми формами гос-управления.
Сегоднящний Гуанджоу - город-государство, остров передовой индустрии и экономического процветания - прямой наследник того самого Гуанчжоу, который фактически учредил "китайский Махно". Он выбил (силой оружия разумеется) этой прибрежной деревеньке статус "вольного города" в те самые времена, когда "вольница" мало что означала вообще.
Да, Чэнь воевал со всеми и против всех. Но и идейных сторонников у него было не мало. И его заслуга номер два, как раз в том, что он сформулировал Новую Китайскую Идею - в чём то забавную, как например повсеместный "добровольный отказ от употребления мяса, табака и спиртного", в чём-то наивную - запрет на эксплуатацию живого труда - велорикш, личных слуг, в чём-то навеянной модой - отмена брака, отказ от употребления имён и фамилий, упразднение государственной службы... Но вот идея создания на месте унитарной Срединной Имеприи федеративного государства - Соединённых Штатов Китая - не так уж глупа, и продолжает будоражить умы.
Флаг Китайской Федерации - чем то отдалённо похож на Американские Штаты. Сегодня это официальный символ Китайская партия стремления к справедливости (кит. 中国致公党), одной из восьми официально разрешённых политических партий КНР, официальной оппозиции КПК, впрочем, как мы понимаем, оппозиции весьма условной. Штабквартира КПСС (не путать с той КПСС, что та ещё КПСС) расположена в Пекине, а её лидер Вань Ган занимает государственный пост министра технологии КНР и по совместительству зампред ВК НПКСК 12-го созыва.
Товарищ Вань Ган - китайский "Махно" 21-го века
Впрочем, в народе циркулируют слухи, что вроде и наш Махно был не дурак. Но кто это теперь докажет.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ