Дом с бельведером-ротондой // красивый Владивосток

638455.jpg
По поводу этого домика на Светланской, 12 бытует некая романтическая легенда о любви русского купца и японки.
В конце позапрошлого века жил во Владивостоке купеческий род польского происхождения - братьев Ваховичей.
Один из них - старший, Александр случаясь бывать в Нагасаки — влюбился в 16-летнюю японку Кэйко. Они поженились, ждали ребенка, но Кэйко умерла при родах. Сына окрестили в честь отца - тоже Александром, Но тот так и не сумев пережить потерю жены, оставил его на попечение матери жены и ее сестер, а сам уехал служить консулом в Китай. Маленький Саша рос любимым ребенком. Родственники по отцу его обожали, возили в Москву, и даже – в Ясную Поляну, где познакомили с Львом Толстым. В 10-летнем возрасте Саша Вахович уехал в Китай к своему отцу и жил там. А через 8 лет, когда отец умер, юный Саша поехал в Японию, где стал известен как писатель Оидзуми Кокусэки. Он в совершенстве владел русским и японским, переводил на японский русских классиков, но трудом своей жизни считал перевод учения "Лао-цзы".
Текст "легенды" буквально взят вот отсюда: "Японский Владивосток: романтические легенды, необычная архитектура и азиатское искусство" . Так что, если что - извиняйте - "мопед не мой".

638456.jpg

Но домик тот действительно симпатичный. Часто проходя мимо и рассказывая приезжим эту историю, я сам задавался вопросом : всё ли на месте у этой легенды? И почему она так примитивна : ну совратил торгаш малолетку... , ну медицина подвела... Чего уж тут "романтичного" то? Тут в пору УК применить, по нынешним то "ювеальным" временам.
И стал я своё любопытство понемножечку удовлетворять.
Итак...


fatherOizumi2.jpg

Александр Степанович Вахович родился 5 ноября 1858 года в семье священника Крестовоздвиженской церкви села Луковицы, Бельского уезда Гродненской губернии Беларуси. В выписке о крещении, выданной настоятелем Носовского прихода священником о. Никонором, сказано, что у Степана (Степана Григорьевича Ваховича) появился сын первенец, нареченный именем Александр, по-белорусски Алесь.
Когда Алесю исполнилось тринадцать лет, родители переехали в Варшаву, где сняли квартиру в доме, 16 по улице Шопена. Как и при каких обстоятельствах семейство после сытой Варшавы попало в голодный Владивосток - история умалчивает. Впрочем, я догадываюсь... Но всё равно не буду. Ладно.
У Алеся был младший брат - Лев. Собственно он то тот дом и построил, ни с какими японками в брачные узы не вступая, да и в купечестве то не шибко светясь - имея лишь в пригороде (Седанка) небольшую маслобойню.
Возведён этот дом был 1903 году архитектором А.К. Гольденштедтом.

5464.jpg
И в первоначальности имел, стоит заметить , весьма куртуазный экстерьер. Но годы не пошли ему на пользу. В 1984-м я застал этот дом вот таким:

54.jpg
Меня удивлял массивный бруствер вдоль стены. Тогда я ещё не знал, что под ним замуровали ступени.

56.jpg
Безвременье бандитских 90-х его окончательно измордовало, несмотря на то, что внутри был первый в городе магазин "кукол Барби" - дорогущих, как новый японский джип. Чего там "Барби" забыли? Разве что домик по виду был кукольный.

Ну да ладно. Вернёмся к Ваховичу старшему.
Окончив университет в Петербурге, он поступил на дипломатическую службу в 1882 г. Был переводчиком в Монголии и Пекине. С 1893 г. служил в Японии, в русском консульстве в Нагасаки. Т.е. вопреки легенде - он ни разу не купец.
В 1895-м в связи с повышением, отбыл в Ханькоу где и занял должность консула Российской Империи. Впрочем, по другим источникам это произошло ещё в 1892-м. Но тогда вся "легенда" ломается.

Ханькоу (сегодня - Ухань... да-да, та самая) в то время был центром сосредоточения иностранных торговцев чаем в Китае. Европейцы проживали в своих концессиях (сетлементах) — отделенных охраняемых кварталах со своими законами. Русская община такой концессии не имела, и Вахович предпринял массу усилий, чтобы она появилась. В 1896 г. согласие на создание русской концессии было им у китайских властей получено. И уже в начале 1897 г. Вахович приступил к строительству набережной, получившей название Николаевской.

50179923373_c0c2a10495_o.jpg
Одно из зданий русской концессии той поры. Позже в нём размещалось генконсульство СССР

Русская концессия в Ханькоу стала центром чаеторговли с континентальной Россией.
В 1902 г. к Ваховичу приехал подросший сын. Проживали они на съемной квартире у польки Доманской, с которой Вахович находился в гражданском браке. Церковь относилась к такому сожительству с неодобрением.

Напряженная работа по созданию русской концессии подорвала здоровье Ваховича. Он долго болел и попросил повенчать его с домохозяйкой. Но получил церковный отказ, что окончательно добило его. В 1904 г. он умер (в 46 лет) и был похоронен на иностранном кладбище при большом стечении народа. Впоследствии Доманская добилась перезахоронения консула во Владивостоке, где в 1911 г. и возвела Александро-Невскую часовню.

4563.jpg
Сегодня это здание входит в комплекс Владивостокского женского Марфо-Мариинского монастыря.
Ну а дом с "бельведером". К 1913 году он окончательно отошёл от своих неспокойных хозяев в "самостоятельное плавание" : его арендовало с последующим выкупом Приморское отделение Русско-Азиатского Банка (того самого, что КВЖД строил), организовав в подвале золотоплавильный заводик. (Вот потому там и "бруствер" такой широкий, что стены в три метра толщиной !) Но это уже другая история, не такая "романтическая".

8132ce826e6eb33d0808e2151ad54dc23c502b9bee60821cc92ecdc39e17.jpg

А так - просто симпатичный домик в "старом" городе.


567.jpg
Владивосток - мой город

H2
H3
H4
3 columns
2 columns
1 column
5 Comments