Были в Советском Союзе вещи, которые хоть и имели, как всё прочее, цену, но ценников на себе не несли и даже в спец-распределителях не выдавались. А всё потому, что платили за них не монетками…
Военные трофеи. У них иная цена.
Нынешнему поколению , воспитанному на гуманизме, толерантности, трансвиститности и прочих 50-и оттенках… сложно понять, насколько тонкой была эта грань – между наградой и мародёрством.
Ну и конечно за мародёрство стреляли.. чего уж там – это ж война.
Эту машинку дед привёз из Германии летом 45-го.
И у неё… русские номера – да-да (!) – Подольского завода «Зингер».
Возможно – это дважды трофей. Судя по номеру, машина выпущена между 1915-и 1918 годом, а тогда единственное масштабное производство швейных машин за пределами США «Зингер» имела только в России: по 700 000 штук в год (2500 в сутки) - в 5 раз больше, чем немецкий завод в Прусском Виттенберге. Да и вообще, «Зингер» в Германии произвел всего 6 448 265 машин за всю свою историю (с 1904 по 1945 гг) – не сравнить с масштабами Подольска. Так что вполне возможно, в 1941-м доблестный вермахт отжал вожделенный девайс, дабы как то поправить дела в фатерлянде.
Ну а через какое-то время, мой дед, что бы вернуть вещицу на родину, съездил за ней в Германию, как тогда было принято – на танке. В Дрезден. Точнее, то что от него осталось после бомбёжки союзниками. Выменял у местных за паёк – 200 грамм хлеба.
Возможно, что история куда более прозаична: на дне ящика были хорошо читаемы цифры и немецкие буквы – месяцы и номера ломбардных расписок. Поскольку в СССР иностранные ломбарды не работали, можно предположить, что машинка принадлежала бедной эмигрантской семье, которая едва сводила концы с концами , закладывая что имеется ради еды.. К сожалению годы написаны не полностью и невозможно понять что означает 23 März 3 – 23 марта 1923-го, или 33-го… или 43-го…?
В 43-м это могла быть семья уже не эмигрантская.
…Ну а потом приехал дед на танке.
А может быть – всё по честному. В начале века нехватку машинок в Германии «Зингер» восполнял импортом из России. На подольском заводе в дирекции все были немцы. Вальтер Франк Диксон – чистокровный пруссак, завёл порядок: всю документацию вести на его родном языке. Поэтому многие у нас до сих пор считают «Зингер» немецкой компанией (!).
Когда в 1914 началась война , российское царское правительство завалило «Зингер» военными заказами (и деньгами, конечно же). Но немецкие менеджеры саботировали всё, что могли. В итоге созрел царский указ о национализации этого «германского логова». Впрочем, царь не успел. Национализировали уже большевики в 1918-м. За что их теперь клеймят «кровавой гэбнёй» и т.д. и т.п. Ну вы в курсе…
Так что, возможно в России эта подольская машинка и не жила.
.. пока за ней не приехал мой дед… на танке.
Нафига он вообще её вез ? – до сих пор не понятно.
Семья не бедная – машинки имелись в наличии по числу женщин в доме. Те же «Зингеры» (конечно подольские , а других в СССР и быть не могло) до войны стоили по 130 рублей , на ажурных чугунных станках, с изящными деревянными столешницами. Была одна - даже кожу шить умела! Там удар иглы такой силы, что и стальной лист пробивает не напрягаясь…
А «трофейная» годилась разве что на запчасти – затёртая, заношенная. Крепкая, конечно же. Она и сейчас работает, как часики, но уж больно нетоварного вида.
На запчасти?
Женщины в нашей семье ею не пользовались. Шил сам дед, но тоже мало: в основном брезент мешки, кожу.. Мать мне отдала её со словами : «Может , невестке сгодится…» Хотя прежде чем «сгодиться» мне пришлось самому попотеть: корпус погнил, кожа на поводке – задубела, кое-где ржавчина клинила ход.
Ну и вид реально такой, словно за этой "красавицей" приехал мачо на танке…
Собственно, так и было.
«Невестка» … ей бы всё что б с программным управлением, на электрической кинематике: вставил флэшку с узором и строчками , а машинка сама – вж-ж-ж-жик!
…Ну или через интернет … с планшетника… или смартфона.
Увидела фасон на подружке, сделал селфи, губки бабочкий -ми-ми-ми! - а тем временем там софтинка где-то в бескрайних "нейросетях", в «облаке» всё рассчитала –раскроила.
Домой пришла, заправила нитки и машинка «без ручек» всё вж-ж-ж-жик!
Короче, либо сам с ней трахайся, либо вези обратно в Германию… на танке…
Я подумал, что попутного танка в Германию ждать нынче долго - слишком уж много толерастии стоит на пути и вообще… Вот в свободное время за несколько лет (к 2004 году) сам поставил машинку на ход. Отреставрировал недостающие детали. Почистил, покрасил, подобрал нужную смазку. Металл, слава Богу, там крепкий – ещё не такой Дрезден выдержит.
Штопаю теперь паруса, чехлы на яхту… Ну, всё прочее - что из брезента. Как дед.
Может по номеру прежний хозяин объявится?
Вещь ведь – трофейная, а мы не воюем давно.
Если кто узнаёт - привезу.
Да-ладно, так уж и быть - не на танке. Хотя...
30 ЛЕТ БЕЗ СССР