КВЖД – Китайско-Восточная Железная Дорога – магистраль , протяженностью более 2000 км , построенная Россией в 1896-1903-м годах на деньги французских инвесторов, была продана дважды: первый раз в 1935 году государству Маньчжоу-Го, марионеточной китайской «империи», управляемой недружественными японцами, второй – в 1953-м Китайской Народной Республике, руководимой дружественной Коммунистической Партией во главе с Мао-Цзедуном.
В обоих случаях продавцом было правительство СССР.
«Недругам» товар отдали за 60 миллионов долларов.
«Друзьям» - за 600 (!) (обе цены пересчитаны в масштабе 1953-го года)
Подписание Токийского соглашения по КВЖД. 23 марта 1935г.
Между двумя сделками случилась Большая Война, так что «повторная транзакция» в этом «блокчейне» дело , на первый взгляд, вполне объяснимое, хотя «вопросики» остаются, и чем сильнее в них вглядываешься, тем шире становится круг «замутнённости» мероприятия.
Трасса дороги на карте 1912 г.
Затраты, понесённые на строительство составили 831 миллион золотых рублей (в ценах 1912 года, что по курсу царского рубля к тогдашнему доллару США 1,94 руб. за 1 доллар соответствует 428 миллионов долларов).
Но к 1935-му году дорога себя всё ещё не окупила. Ежегодная выручка в лучше моменты едва превышала 30 миллионов долларов, при том что эксплуатационые расходы меньше 25 никогда не опускались. Такими темпами полного ROI пришлось бы ждать 100 лет.
Спасало лишь то, что во-первых, сами «инвесторы» (напоминаю- французские) были уже далеко, во-вторых, Советская Россия отказалась обслуживать обязательства Царского правительства (а уж с учётом того, что дорогу строила НЕправительственная организация – «Русско-Китайский Банк» - так и тем боле «Всем «спасибо» - всё свободны!»)
Но о том – как (и за сколько) дорогу ту строили , будет ещё отдельный рассказ. А сейчас вот – как продавали.
Сделке с японцами предшествовало пять лет регулярных боевых операций в «зоне отчуждения». В нашей исторической литературе это называет скромно: «провокации зоне КВЖД». Ну типа что-то вроде, как если бы пьяные вэ-дэ-вэ-шники снова прыгали в фонтан.
По факту же, «принуждением к миру» вдоль дороги занималась Особая Дальневосточная Армия под командованием В. К. Блюхера. И о масштабе миротворчества можно судить по боевым донесениям с мест «провокаций». Вот например одно из таких: "Разгромлены полностью 15-я и 17-я смешанные бригады противника. В результате боев взято свыше восьми тысяч пленных и около тысячи раненых солдат. В числе пленных захвачен командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжуцзян со своим штабом и около 250 офицеров. Противник потерял убитыми около полутора тысяч. Нами взята почти вся имеющаяся артиллерия, два бронепоезда, большое число военного имущества, снаряжение, орудия и прочее".
Нормально так погуляли, чо.
Первоначальная цена сделки, запрошенная 2 мая 1933 года с японцев советским правительством была в четыре раза больше - 250 миллионов долларов. Вероятно в неё входил счёт из за битые горшки. Но за два года переговоров самураи «уторговали» комиссаров, согласившись выплатить лишь 60.
Но 60 миллионов долларов - за УБЫТОЧНУЮ (!) дорогу.
Эта сумма В ПЯТЬ РАЗ (!!) превышавшую объём контрибуции, полученной Японией с Китая по итогам «японо-китайской войны» 1897 г. – из-за которой та дорога собственно и появилась.
Как говорится, лучше бы не побеждали.
. . . Или не воевали.
. . . Или не торговали.
. . . во всяком случае - с русскими.
Тем более что, всего через 10 лет, по этой дороге, советские поезда всё-равно везли на запад пленных японцев разгромленной Квантунской армии, снова отрабатывать натурой за «разбитые горшки».
Вторая сделка случилась незадолго до смерти Сталина. И что характерно, ни в одном официальном документе «продажей» это не называется. Наоборот, везде мы читаем слова о «безвозмездной передаче». Формально, дорога в тот момент находилась в «совместном советско-китайском управлении», соглашение с которым было подписано между СССР и правительством Чан Кайши 14 августа 1945 года. В 1949-м Мао-Цзэдун прогнал Чан Кайши на Тайвань, и Сталин , в связи с очевидным отсутствием военной необходимости, и столь же очевидной сомнительностью коммерческих перспектив проекта, предложил Великому Кормчему, взять дорогу себе на совсем и управлять ею дальше, как заблагорассудится.
Мао Цзедун на железнодорожном вокзале в Москве. Осень 1949
Но Мао от «подарочка» вежливо уклонился, мотивируя это тем, что «советские войска вдоль дороги служат гарантией стабильности в этом регионе». Мао – южанин (родом из Сычуани), хоть и пришёл власти на штыках «северян», но по крови своей маньчжурам не доверял и любую оккупацию Севера любой иностранной державой считал благом. Если б КВЖД купили американцы - он б и их попросил «никуда не уезжать».
Но Сталину нужны были деньги и «братский народ» таки развели на «безвозмездность»… при условии, что Китай будет «активно вести себя на корейском полуострове», т.е. по-русски говоря – содержать Северную Корею.
Поэтому в «братский безвозмездный договор» было по описи включено всё вплоть до чайных ложечек в железнодорожных столовых. И стоит честно признать , пусть Сталин и умер всего через три месяца, но пока был жив Великий Вождь Мао – КНДР процветала и благоухала, дразня зажиточным благополучием своих соседей, тогда безнадёжно нищих , на американском пайке, «южан».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ
. . . . . . . . . . . . .
Использовано:
"Взять в свои руки КВЖД" // Смазывали ли русские паровозы жиром мертвых китайцев
Два визита Мао Цзэдуна в СССР в фотографиях
Стратегическая ошибка Петербурга: строительство КВЖД