Китай - 100 лет смуты // Шаньхайгуань

Velik2x.jpg

Никто не знает - где заканчивается Великая Китайская Стена. Но начинается она здесь - на берегу моря, в Шанхайгуане.
Никто не знает всех последствий Великой Китайской Смуты.
Но началась она осень 1900 года, после выхода русской армии из Пекина.
Столица была взята, но война только начиналась. К осени она преобрела по-настоящему ожесточённый размах.

28 июня 1900 года генерал-губернатор Приамурской области генерал от инфантерии Николай Гродеков обратился к войскам:
"Государь Император Всероссийский, снисходя к печальному положению законного китайского правительства и ради устранения опасности, грозящей нашему трудовому русскому народу, работающему над постройкой Восточно-Китайской железной дороги, повелеть соизволил: ввести в Маньчжурию свои войска". Аналогичным было его обращение и "к властям и населению Маньчжурской провинции".
К ноябрю того же года, российские войска заняли Маньчжурию.
Не все гарнизоны китайских городов сдавались "за деньги".

ZHeltorossiya.jpg

Между Мукдэном, где заканчивалась южная ветка КВЖД и Тянцзинем, взятым русским морским десантом ещё в июне, оставались Бейтан , Лутай , Кайпин и собственно Шаньхайгуань, который в конечном итоге пришлось брать штурмом по всем правилам войны. Только после этого экспедиционные силы, взявшие Пекин 1 автуста, могли беспрепятственно по суше сообщаться с основной русской армией, зачищавшей от ихэтуаней зону КВЖД


45d.jpg

Важной целью был "проход в стене".

Кончено, с военной точки зрения, всё это можно было разломать и взорвать, разобрав по кирпичикам. Но командиры в войсках руководствовались предписаниями русского Императора , настаивавшего на поддержании «приязненных» отношений с Китаем – призывавшему к «гуманному и просвещенному управлению» над Желтороссией.

27122019_4.jpg
На фото: Порт-Артур. 1904-1905 гг. Здание больницы Мариинской общины

Да и опыт показывал, что уважительное обращение с местным населением, например в том же Порт-Артуре, привело к многократному росту его численности и богатства, в отличие от соседнего германского сеттльмента Шандун, ставшего очагом "боксёрского восстания".


546.jpg

Сегодня Проход Шанхайгун - туристическая достопримечательность.
А осенью 1900 г. для шанхай-гуаньской операции составлен отряд генерал-майора Церпицкого из 7 стрелковых рот, 1 батареи, 1 сотни и команды сапёр. Организовалась и морская экспедиция к тому же пункту из Квантуна; численность всех войск достигала 4 000 человек.

General_Cerpickiy.jpg

Константин Викентьевич Церпицкий (Церпитский) (11 декабря 1849 — 14 ноября 1905) — русский военачальник, генерал-лейтенант, участник кампаний 1873, 1875—1876, 1878 и 1880 в Туркестане, китайской кампании 1900—1901 и Русско-японской войны 1904—1905 гг. Отличился при подавлении Боксёрского восстания (1900—1901)

7 сентября 1900 года отряд, возглавляемый Церпицким, занял железнодорожную станцию Бейтан, что послужило началом общего штурма, завершившегося в тот же день овладением всеми фортами крепости.

11 сентября Церпицкий снова двинулся в поход, по направлению к Лутаю, с целью занять китайскую железную дорогу Тонку — Шанхайгуань — Инкоу. Заняв ж. д. станцию Таньшань, 14 сентября Церпицкий получил от коменданта крепости Шанхайгуань письмо, в котором тот соглашался на все условия сдачи крепости русским. 15 сентября отряд Церпицкого на двух поездах отправился занимать Шанхайгуань. 19 сентября 1900 года в ходе завершающих операций по уничтожению мелких отрядов генерал Церпицкий овладел Шанхайгуанем .

26 октября 1900 года генерал-майор Церпицкий был назначен начальником Южно-Маньчжурского отряда.

В конце лета — начале осени 1901 года русскими войсками в Северной Маньчжурии были организованы и проведены операции по пленению последних остававшихся на свободе руководителей движения хунхузов. Общее руководство этими операциями ещё в мае было возложено на командира 2-го Сибирского корпуса генерал-лейтенанта А. В. Каульбарса с подчинением ему на время военных действий генерал-лейтенанта Церпицкого с войсками Южно-Маньчжурского отряда.

Картина разрушенй, произведённых китайцами на КВЖД была удручающая:

  • из уложенных до начала беспорядков 1 300 вёрст уцелело лишь 400
  • полотно во многих местах было сплошь разрыто,
  • многие искусственные сооружения, почти все станционные постройки и жилые помещения сожжены и уничтожены, склады материалов расхищены, значительная часть подвижного состава растаскана.

Окончательной датой подавления ихэтуаньского восстания считают 7 сентября 1901 года, когда китайское правительство подписало Заключительный протокол. Этот документ разрешал иностранным державам разместить воинские контингенты на пути от Пекина к морскому побережью, при посольствах держать охрану с артиллерией, запрещал китайским властям ввозить в страну оружие, требовал срыть форты порта Дагу, а также наказывать смертной казнью всякого, кто выступал против иностранцев.

На Китай налагалась контрибуция в размере 147 млн фунтов стерлингов. Примерно треть этой суммы
предназанчалась России на покрытие расходов по восстановлению разрушенных участков КВЖД. Впрочем, Царское правительство великодушно отказалось от контрибуции с "союзного государства". При том, что "Китайский поход" 1900 года обошелся России в копеечку: за несколько месяцев наличный запас Государственного банка сократился на 30%.
Проблему обеспечения безопасности КВЖД теперь правительство России склонялось решать путем создания военных поселений в полосе отчуждения железной дороги. Автором идеи выступил все тот же приамурский генерал-губернатор Гродеков. В докладной записке на имя императора он предлагал: "Заселить полосу отчуждения (КВЖД) русским элементом, способным найти силу хотя бы для первоначальной защиты линии от вооруженных нападений, так как охранная стража, разбросанная по всей обширной территории КВЖД, численно недостаточна в каждом ее пункте".
Николай II одобрил инициативу и поручил военному ведомству, министерствам финансов и земледелия разработать проект создания казачьих станиц и солдатских слободок вдоль всех веток КВЖД. Первоначально предполагалось привлечь сюда забайкальских казаков и подлежавших увольнению в запас нижних чинов экспедиционного корпуса. Им должна была выделяться земля, которую в 1903-1905 годах Россия получала в концессию на правах длительной аренды, из расчета по 3000 десятин земли при каждой станции на западной и восточной линиях и по 600 десятин при станциях южной линии.
В ходе русско-японской войны один из высших правительственных чиновников госконтролер П. Х. Шванебах внес в кабинет министров проект раздачи земель в "Азиатской России" (имелась в виду Желтороссия) военнослужащим Маньчжурской армии из расчета: штабным офицерам — по 400 десятин, строевым офицерам — по 200 десятин, нижним чинам — по 50 десятин. Желающих нашлось не так уж много, хотя Общество КВЖД ежегодно выделяло им 200 тыс. руб. подъемных, а государство освобождало на десять лет от арендной платы за землю.
К 1905 году во всей Маньчжурской армии было зарегистрировано всего 2518 таких поселенцев.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ

H2
H3
H4
3 columns
2 columns
1 column
19 Comments