| Начало было раньше |
Как и Генерал Линевич , герой "Китайского похода" генерал-лейтенант Русской императорской армии Деан Иванович Субботич - серб по национальности, русский по душе, был вскоре изгнан из рядов вооружённых сил, отправлен в отставку "без жалования" , в связи с обвинениями в либерализме.
«Отозванный на днях туркестанский бывший генерал-губернатор Суботич ещё позорнее Уссаковского заигрывал с забастовщиками, нередко открыто становясь на их сторону… Пора очистить армию от разных Уссаковских, Суботичей и им подобных генералов.» Газета «Среднеазиатская жизнь», 4.X.1906. № 215.
Но это произошло шесть лет спустя . А летом 1900-го войска Квантунской области вели упорные бои с остатки регулярной китайской армией, пытавшейся с боями отступать на север. Лишёнными единого командования, но всё ещё имеющие поддержку у местного (манчжурского) населения, китайские регулярные части сопротивлялись фанатично .
14 августа Алексеев получил телеграмму от военного министра, в которой сообщалось Высочайшее повеление о наступлении Южно-маньчжурского отряда к Мукдену. Операция возлагалась на генерал-лейтенанта Д. И. Суботича с подчинением ему всех войск в Южной Маньчжурии. Тех "войск" справедливости ради надо сказать было немного: и дело даже не в количестве штыков. Мало было орудий - всего 18 , а мобильных сил - лишь два эскадрона кавалерии и две казачьих сотни.
Всё.
Брать Мукдэн , с миллионным населением, такими "войсками" - задача из разряда ненаучной фантастики.
Субботич и не стал этого делать. Вместо лобового штурма, была предпринята серия рейдов в , как сейчас сказали бы , "пригороды", с тем что бы посеять панику, и дезорганзовать оборону противника.
10 сентября выступил авангард под командованием генерал-майора С. Н. Флейшера и следующий день занял город Старый Нючжуан. 14 сентября русские оставили его и принялись выбивать китайцев с позиций у реки Шахэ. 15 сентября ушли в Ляоян, выманив тем самым китайцев на бой вне города, где к исходу суток, китайцы были вполне предсказуемо разбиты, и 16 -го русская армия вошла Ляоян уже не встретив никакого сопротивления.
План сработал. 18 сентября как и в начале недели русские войска располагались в 10 верстах от Мукдена, но утром Суботичем было получено прошение от мукденских купцов и христиан о скорейшем занятии города, в котором сообщалось, что губернатор Шоу Шань и прочие чиновники уже три дня как бежали, в результате чего в городе царит безвластие, чернь громит дома.
После этого, общевоисковая операция превратилась фактически в полицейскую - 19 сентября штаб Субботича
разместился в Мукденском дворце.
По большому счёту именно это событие , а не взятие Пекина месяцем ранее , стало переломным моментом в войне: ведь историческая родина Цинской династии - Маньчжурия, а "дом родной" - Мукден (нынешний Шеньян). Сдача его интервентам без штурма, фактически по просьбе местного населения, означала политическую смерть трёхвекового господства маньчжуров в Поднебесной.
Через несколько лет Цинская династия действительно пала, а с ней и была упразднена сама форма императорского правления в Китае.
Но Субботича всё равно уволили.
Да. Человек он был конечно "не наш", в смысле - не русский.
И дела вёл не по русски, в смысле без барского чванства.
Хотя аристократ и дворянин.
Фамильный герб Субботичей.
Но будучи далёким от столиц, он впал в немилость на посту губернатора Туркестана. За что? За "дружбу с узбекским нелегальным пролетарьятом"?!
Эта версия кочует из книги в книгу, подогреваемая сложившейся ещё с советских времён в нашей историографии "классовой традицией анализа".
Но мне видится тут всё гораздо прозаичней.
Незадолго до отставки, в публикацию попало тридцатидвухстраниченое сочинение Д.И.Субботича «Задачи России на Дальнем Востоке». Первоначально это было письмо генерала к военному министру А.Н. Куропаткину направленное в 1903 году. Ещё до Русско-Японской войны, боевой генерал, знавший будущий театр военных действий, констатировал, что "положение России на обоих берегах Амура как тогда, так и теперь, такое же тревожное. Политический престиж России на Дальнем Востоке подорван настолько же, насколько слабо ее военное могущество". Основная точка зрения Д.И.Суботича еще в 1903 году состояла в том, что «Россия должна сосредоточить свои военные силы только на бассейне Амура и отказаться от всех своих предприятий на юге от этого бассейна, которые все равно не в силах удержать за собою».
Закрыть проект Желтороссия?!
Нет. Такое не прощают.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ