Каждый имеет право на свою минуту славы. Америка, страна где любят поговорить о правах, на своём примере старается утвердить и это право в числе фундаментальных. Слава любой ценой. Это когда великие достижения идут в единой череде с курьёзными рекордами, а подвиги самопожертвования с ужасными преступлениями.
Но есть у славы и другая сторона. Когда множество людей живут в постоянном ожидании, что кто-то вот-вот совершит очередной «подвиг» ради прославления, то ожидание это перерастает в тревогу и раздражительность. Американцы восприимчивы к сенсациями как ни кто другой. И восприимчивость эта управляет ими даже сильнее, чем Правительство. Любая новость, будь то убийство чернокожего бандита или новый вирус пневмонии тут же становится движущей силой нации, силой – которая сильнее самих фактов, положенных в основу этой новости.
И даже если сенсация не состоялась сразу, ничего - подождём: аукнется лет через десять или сто. В нынешнем 2020-м году «аукнулся» сенсация, не состоявшаяся сто лет назад: первое боевое применение бактериологического оружия на территории США.
Сейчас эта "новость" догнала нацию, многократно усилив страх и раздражительность. Хотя о самой то "новости" наверняка знает не более 2-3 тысяч человек из всего многомиллионного народа.
В 1915 году Генеральный Штаб кайзеровской Германии проводил на территории нейтральных (тогда ещё) Соединённых Шатов диверсионную операцию по заражению сибирской язвой лошадей. Целью операции было уничтожение поголовья скота, поставлявшегося Америкой своим европейским союзникам: Великобритании и Франции. Надо помнить, что в Первую Мировую воевали то в основном на лошадях. Танки, аэропланы, дирижабли – это всё экзотика. Основной груз войны тащили на себе лошадки. Европа очень быстро истощила свои запасы как самого скота, так и фермерских хозяйств его выращивавшего. И Америка освоила эту «рыночную нишу». Так что замысел немцев был вполне логичен.
Руководителем и ключевым исполнителем акции стал американский гражданин завербованный немцами Антон Дилгер.
Будучи капитаном в Медицинском корпусе армии США , он в 1915 году уже имел звание полковника Германской разведки.
Причины его антиамериканских настроений не раскрыты до сих пор (как и вообще многие обстоятельства этой, чрезвычайно туманной истории), кроме разве что того факта, что Антон был этнический немец. Родился 13 февраля 1884 г. в городке Фронт-Ройал, штат Вирджиния , в семье героя Гражданской Войны Хьюго Дилгера. Но образование получил в Германии: сперва школьное в Бенсхайме, а затем медицинское в Гейдельберге и Мюнхене. С этим не было никаких проблем, потому что Антон приходился внуком знаменитого немецкого хирурга и анатома Фридриха Тидемана основавшего Институт анатомии в этом самом Гейдельбергском университете.
В 1912 году он начинает военную карьеру, в качестве офицера болгарской армии. А с началом Первой Мировой – возвращается в США, где впрочем быстро выходит в отставку.
Заведя частную медицинскую практику, Дилгер создаёт в пригороде Вашингтона небольшую биологическую лабораторию, в которой занимается разведение культуру возбудителей конского сапа и сибирской язвы. Тут необходимо заметить, что деятельность лаборатории была абсолютно открытой, потому что разведение патогенных микроорганизмов декларировалось с целю разработки мер борьбы с эпидемией.
Первичные культуры Дилгеру высылали из Германии дипломатической почтой , приходившей непосредственно от его руководителя Рудольфа Надельного, возглавлявшего тогда Политическое Управление Германского Генерального штаба.
Надольный – тоже знаменательный персонаж: он не только ненавидел американцев, англичан и французов, но и к немцам относился весьма, скажем так, скептически (сам уроженец восточной Пруссии), что однако не помешало ему дослужиться до высших должностей в кайзеровской военно-политической верхушке, в через несколько лет стать послом Германии в СССР. Да, его симпатии к России вообще и Советскому Союзу в частности – тоже одна из неизученных страниц в этой истории.
Впрочем, в той историографии, которая оперирует фактами более-менее изученными, Рудольф Надольный занимает место прародителя и фактического основателя движения, известноо ныне под собирательным понятием «Исламский Джихад» - «Аль кайеда», «ИГИЛ» и далее по списку.
Ну да ладно, об этом в другой раз.
Вернёмся к нашим баранам. То есть - американским лошадям.
Увы и ах! У Дилгера ничего не получилось.
Несмотря на развёрнутую им сеть диверсантов (по различным данным распространением сибирской язвы во восточных штатах США в 1915-м году занималось боле 900 человек ! ), породить эпидемию не удалось.
Тогдашний уровень биологической науки ещё не позволял выработать правильную методику заражения, а кормление лошадок сахарком, в котором были спрятаны начинённые бациалми иглы, не приводило к заболеванию даже тех, кто этот сахар ел. Не говоря уже о передаче от больного животного к здоровому.
А вот внимание Американского Министерства Юстиции (тогда ещё не было ФБР) Дилгер к своей персоне таки привлёк. Пришлось экстренно бежать в Мексику , откуда в 1917-м он переехал в Испанию.
Считается, что Антон Дилгер умер в октябре 1918 от пневмонии, вызванной пандемией гриппа (знаменитая «испанка»). Пандемия действительно была. А вот на его, как будто, "могиле" лежит камень с совсем другим именем. Так что со смертью тоже всё туманно.
Может быть, «минута славы» ещё не наступила.
Единственна книга, изданная на сегодняшнй день о сабже - "Четвёртый всадник" Роберта Кенига ("The Fourth Horseman" . Robert Koenig) изобилует романтическими подробностями шпионского ремесла, на поверку , увы, не имеющеими отношения к этой истории.
А вот нынешний психоз американцев от "проколятой ковидлы" - увы реальность.
МИНУТА СЛАВЫ
люди, которым был тесен мир
. . . . . . . . . . . . . . .
Использовано:
М. В. Супотницкий. НЕСОСТОЯВШАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / III. Бактериологические диверсии Первой мировой http://supotnitskiy.ru/stat/stat92.htm
|sleepersrunning|