В дипломатической работе за славой не гоняются. Скорей - наоборот. Особенно, в годы войны. Тем интереснее, когда слава всё же происходит даже вопреки желаниям. Но тут иначе никак: уж коли личность неординарная, то и след неизгладим.
Граф Иоганн фон Бернстофф (Bernstorff) - оставил след такой, что дай Бог каждому. Хотя его имя большинству нынче мало что говорит.
Потомственный дипломат - сын министра иностранных дел Пруссии Альберта фон Берстоффа в молодости Иоганн не смог сразу пойти по стопам отца из-за вражды последнего всесильным Бисмарком. Учился в Англии, женился на американке, свой первый дипломатический пост он получил лишь в 30 лет, став военным атташе Германии в Константинополе. Потом было назначение в Белград и в 1895-м в С. Петербург. Затем Лондон, Марокко, Каир, и наконец в 1908-м - Соединённые Штаты - тут на долго , почти 10 лет.
С началом Первой Мировой Войны у дипломатов всех стран прибавилось работы. Но у Бернстоффа прибавилось ещё и должностей: 2 августа 1914 года он был назначен шефом германской тайной резидентуры в США. Прибавилось и денег - специальный фонд тайных операций, берлинским распорядителем которого стал Рудольф Надольный, на территории США был доверен Бернстоффу. В 1915 году в его оперативном подчинении окажется и
Антон Дилгер.
Впрочем, сами Штаты к объект диверсионной работы немцами всерьёз в то время не рассматривался. Страна вечно пьяных фермеров и полуграмотных нувориш была не более чем источником скота для армий Антаны и кайзеровский Генштаб планировал урегулировать эту проблему при помощи сибирской язвы.
Основанная "тема" Бернстоффа состояла в финансировании за счёт американских денег освободительного движения в Индии -тогда Британской колонии, что бы революция индусов подорвала дух британцев изнутри. Сегодня, то мы знаем, Гадарский Мятеж не получился, хотя усилия графа были весьма результативны - собранных им в тайне денег наверное хватило бы, что закатать в асфальт весь Альбион. Но , видать не деньги главное, хе-хе..
Впрочем, в умелых то руках - и деньги тоже.
И первую славу Бернстоффу сделал именно финансовый скандал, связанный с этими "деньгами": в истории он получил название "Феноловый пузырь"
А дело было так.
Германия, хоть и великая химическая держава, но величие её стояло на британском сырье. В частности на таком ингредиенте как фенол.
Он используется для производства лекарств - например аспирина, и для производства взрывчатки - того же тротила.
Фенол выпускала Англия.
До войны его закупала Германия и США. С началом войны - только США по понятым причинам.
Однако на территории США работало дочернее предприятие германского фармацевтического гиганта "Байер", который тоже покупал фенол... для аспирина, конечно же.
Ну так вот. Как только началась война, англичане урезали экспорт фенола - им самим он стал нужен для взрывчатки
Цены на фенол в США резко выросли. Среди пострадавших от этого скачка оказалась одна из компании Томаса Эдисона, выпускавшего грам-пластинки. ему тоже был нужен фенол. Но "Эдисоны" с этим мириться не стали и что бы не кормить спекулянтов сами построили фабрику по производству фенола.
Но особенность этого процесса такова, что выпускать его малыми порциями нерентабельно и Эдисон предложил свои избытки продавать на рынке. На предложение откликнулся .... Бернстофф. Все эдисоновские избытки были выкуплены (законтрактованы) на три года вперёд, и эдисоновский фенол пошёл "Байеру". Тот делал из него как обычно аспирин, но продавал уже по сто-кратно поднятым "военным" ценам, потому что никто другой делать аспирин не мог (фенола нету!). Продавал, между прочим и Армии США. Конгресс такие сделки одобрял охотно, потому что про-немецки настроения там были примерно поровну с про-английскими.
Так и насобирали денежки на революцию.
А вы всё "чегевара-чегевара..."
Ладно, проехали.
Уже в 1916 году стало ясно, что пора заняться и самой Америкой.
Бернстофф тогда обратил внимание на то, что эксперименты Дилгера по заражению сибирской язвой американского скота не приносят ожидаемых результатов, и переключил агентуру на "горячие" методы.
30 июля 1916 года был осуществлён крупнейший теракт в США времён войны : взрыв пороховых складов в Нью-Йоркской гавани на острове Чёрный Том (Black Tom Explosion - входит в сотню наиболее сильных неядерных взрывов за историю человечества).
Несмотря на символическое число жертв (погибло только четыре человека) материальные разрушения для такого большого города, как Нью-Йорк были весьма масштабны - в общей сложности сдетонировало примерно 1 тысяча тонн взрывчатки.
Ударная волна эквивалентная землетрясению 5,0 - 5,5 баллов по шкале Рихтера был зарегистрирована аж в Филадельфии . В самом городе практически не осталось целых стёкол, а огненный смерч, возникший на месте пожара, погасил ветром факел Статуи Свободы.
Кстати, факел починили только в 1980-е годы
Собственно, не починили, а заменили новым.
Старый, настоящий , спрятали в музее, от греха по-дальше
Следствие по этому теракту шло долго и завершилось лишь в 1919 м году. Впрочем, никого не судили. Во многом такой исход был предопределён тем, что в основе судебного процесса, как ни странно лежал иск Царской России - взорвавшиеся боеприпасы были оплаченный российским казначейством и ждали отгрузки в действующие русскую армию. Ну а когда сами русские расстреляли своего же царя, то и американцам искать правду стало неинтересно.
Вернулись к теме они только в 1939-м, вновь начав процесс и насчитав немцам ущерба аж на 50 000 000 $ (самый большой суверенный иск, выдвигавшийся правительством США другому государству). Счёт послали Гитлеру. Гитлер послал послов в Освенцим, куда подальше. Короче , окончательно за фейерверк рассчиталась уже ФРГ в 1979-м году.
А Бернстоффа за такие проделки из Штатов попросили. Да и дип-отношения были разворованы в 1917-м году.
Вудро Вильсон, тогдашний президент США лично распорядился, что б довели до парохода...
Вернувшись в Германию граф побыл какое-то время послом в Османской Империи, а с завершением войны стал заниматься политикой - в частности учредил Германскую Демократическую Партию. Через 30 лет её лидер Теодор Хейс станет первым Федеральным Президентом ФРГ.
Но идея затеять бунт в Британских колониях не покидала графа. В 1926 годе он стал председателем «сионистского немецко-палестинского комитета ( Deutsches Pro-Палестина Komitee ) , финансировавшего скупку британских земель для будущего основания на них еврейского государства в Палестине (нынешний Израиль). Да-да, мой юный друг крипто-инвестор, ты то небось думаешь, что родил евреев дядя Холокост? Зря-зря...
Сабж карйний справа в первом ряду. Но как минимум ещё одно лицо должно быть знакомо всем из школьных учебников физики .
Приход к власти нацистов в 1933-м старому графу не понравился и он уехал из Германии в Швейцарию. Уехал на всегда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Источники:
Oscar Wassermann und die Deutsche Bank: Bankier in schwierigen Zeiten
My Three Years in America Johann Heinrich Bernstorff
BiblioBazaar, 2008 - Всего страниц: 440 https://books.google.ru/books?id=ujMXLDE8RBwC&printsec=frontcover&dq=Johann+heinrich+bernstorff&lr=&as_brr=3&redir_esc=y#v=onepage&q=&f=false
In 1916, German Terrorists Launched an Attack on American Soi l// ELIZABETH NIX https://www.history.com/news/the-black-tom-explosion
МИНУТА СЛАВЫ
люди, которым был тесен мир
|sleepersrunning|