Пока не была построена дамба, соединяющая Кронштадт с материком и защищающая Санкт-Петербург от наводнений, паромная переправа Кронштадт — Ломоносов (и обратно) была единственным способом достижения Кронштадта как для жителей, так и до туристов. Хотя в первую очередь работа этой переправы беспокоила жителей, для туристов Кронштадт долгое время оставался недоступен, это был закрытый город моряков.
Всё изменилось в 1996 году. Именно тогда мы стали изучать и прокладывать новые маршруты. Очень быстро оказалось, что выбор вариантов невелик, чуть больше одного, но меньше двух. Большую часть года дорога выглядела так: на электричке до Ораниенбаума, пешком или на автобусе до пристани, на пароме в Кронштадт. После прогулки по заповедному городу повторить в обратном порядке.
Летом дополнительно начинали ходить теплоходы типа “Метеор”, что существенно упрощало поездку. Кстати, сама я впервые попала в Кронштадт именно на Метеоре. Это было прекрасно, получасовая морская прогулка дополнила впечатления от города и в Кронштадт я влюбилась сразу и навсегда. Но теплоходы оставались сугубо летним транспортом, в остальные сезоны использовались автомобильно-пассажирские паром-ледоколы Ораниенбаум — Кронштадт. Пусть вас не удивляет, что иногда я пишу Ораниенбаум — Кронштадт, а иногда Ломоносов — Кронштадт, Ораниенбаум и Ломоносов это два названия одного и того же населённого пункта, они употребляются параллельно.
Паромная переправа работала до ноября 2011 года. После того, как был введён в эксплуатацию южный участок дамбы с тоннелем под Морским каналом и по маршруту Ломоносов — Кронштадт стал ходить обычный рейсовый автобус, движение паромов прекратилось.
Ранней весной 2011 мы с друзьями вдруг сообразили, что работы на дамбе близки к своему завершению, и вероятно, что другой возможности ещё раз прокатиться на пароме-ледоколе в Кронштадт уже не будет. В ближайший выходной день мы сели в электричку на Ораниенбаум.
Выйдя из электрички я остановилась, чтобы сделать эту фотографию. Справа Ломоносов, слева Финский залив. Залив подходит очень близко к железной дороге (или наоборот, железная дорога к заливу), и для того, чтобы выйти к воде было бы достаточно дойти до кустов, которые видны в левой части кадра. Но нам нужно в противоположную сторону. Линия берега в этом месте сильно изрезана, до пристани придётся идти пешком полтора километра.
Дальше нам по этой дороге. Самый конец марта. Снег ещё лежит, и его немало — зима была очень снежной, но на открытых местах солнце уже приступило к его активной утилизации.
Дорога к пристани идёт вдоль Ломоносовской гавани.
Заброшенный пост СНИС.
К нашему разочарованию, паромы в этот день не ходили. Здание касс было закрыто, и никакой информации о причинах отсутствия навигации мы не нашли. Зато удалось полюбоваться пейзажами, сфотографировать стоящие у причалов корабли, изучить местную инфраструктуру, погулять и отдохнуть от городской суеты.
На этой фотографии виден Кронштадт. Я специально добавила стрелочку, которая указывает на главный ориентир: купол Кронштадтского Морского Никольского собора. В солнечные дня купол сияет так ярко, что его видно даже из Санкт-Петербурга.
Рядом с пристанью были обнаружены деревянные постройки неизвестных архитекторов разного назначения.
До обратной электрички оставалось немного времени, и мы потратили его на прогулку по Ломоносову.
○ | ○ |
---|---|
Камера | Pentax K-r |
Объектив | Pentax SMC DA 21mm f/3.2 AL |
Место съемки | Ломоносов, Санкт-Петербург, Россия |
Координаты | 59°55'44.5"N 29°46'53.5"E |