Сегодня лишь невежественные люди и упоротая либерда может позволить себе талдычить мантру про то что , в Китае "однопартийная система" и что вся власть фактически узурпирована одной идеологией. Те же, у кого с головой всё в порядке, прекрасно понимают, что 90 миллионов человек (нынешняя численность КПК) по определению не могут "ходить строем" , а уж тем более представлять собой какую-то "монолитную массу" мыслящих единообразно, особенно с учётом того, что мыслить им надо на тему управления полуторамллиардной страной, где даже среди рядового населения существуют языковые барьеры. Кончено, КПК - это не одна партия, и вообще это не партия в "европейском" (парламентском) смысле слова. Фактически это правящий класс , руководящая элита страны, внутри которого каждый занят прежде всего борьбой с соперниками. Иное дело, что конечным бенефициаром этого соперничества оказываются имеено китайский народ, а не швейцарские банки (как например, в нашем случае).
Как они это сумели организовать?
Ну, во-первых, да, в Китае забили болт на "европейский парламентаризм", который не только ничего общего не имеет с демократией, но на самом дел всячески ей препятствует. Власть в Китае отправляет чиновничество, как и все предыдущие две тысячи лет. Идеология маоизма ("марксизм с китайской спецификой") удерживает эту бюрократию в ежовых рукавицах под страхом репрессий, не давая чиновникам "потерять берега" в свой естественной страсти к обогащению. Да, среди китайских коммунистов очень много богатых и чрезвычайно богатых людей , но стреляют их густо и регулярно, так что простой народ их богатству в целом не сильно завидует.
Во-вторых, отправление власти осуществляется по единому для всех ритуалу, который внешнему наблюдателю может показаться пресловутой "идеологией". Но на самом деле, это просто выработанные многовековой практикой и оптимизированные под текущую реальность , технические процедуры исполнения властных функций. Они обеспечивают общее равновесие в стране. И что не менее важно, гарантируют, что тот кто сумел захватить власть, будет иметь возможность ею какое-то время пользоваться, а не ждать очередной революции, переворота, майдана, штурма Белого Дома и т.д. и т.п. коротая отпущенное ему время суетливым грабежом подопечной территории. А иначе - зачем тогда вообще к этой власти стремиться?
В-третьих, гарантией такой стабильности, является ... многопартийность, при которой множества кланов воюют "все простив всех", и никто не может захватить единолично вершину. Собственно КПК - это некий "стадион" такой схватки, а не "единая партия" как принято считать.
А что б "верх" не захватывали, в Китае всем представителям власти запрещено называть себя как-то иначе, кроме как "коммунисты": ну , типа "верх всё равно всегда занят, а что ты там про коммунизм думаешь - это твоя личная попаболь". Понятное дело, что никакого коммунизма на самом деле в Китае конечно же нет, как его не было и в Советском Союзе.
Современная КПК - это дюжина стабильно (уже несколько десятилетий) враждующих группировок: "южане", "северяне", "шанхайские", "шенсийские", "военные", "комсомольцы" и т.д. А есть ещё именные кланы Ху Чуаньхуа, Ли Кэцяна, Чжан Цзэяна, Чень Минэра...
Фанаты "Игры престолов" могут спокойно курить в сторонке - постичь все перипетии этого сериала им всё равно не дано. А когда и постигнут - сюжет за это время уйдёт дальше и снова всё с начала.
Заместитель председателя Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ху Чуньхуа (слева) - второй человек в КПК , "потенциальный преемник Си Цзиньпина", Премьер Государственного совета КНР (премьер-министр, если по-нашему) Ли Кэцян (справа) - ещё один "потенциальный преемник Си Цзиньпина" - два лидера враждующих группировок и с каждой надо дружить
А вот что обязательно нужно постичь: в Китае власть может быть только такой и никакой иначе. КПК создали библиотекари, люди книжки читали, про "игры престолов" всё знали и делали по написанному, в отличие от. Были у них споры за главу про "марксизм". Но в Китае - это не главное. Конфуцианское учение практически "без зазоров" покрывает все марксистские догмы, так что даже не пришлось называть "писю хуем".
Чэнь Дусю, Ли Дачжао и Мао Цзэдун - три сотрудника библиотеки Пекинского Университета с которых началась КПК.
Книжки про Маркса принёс в библиотеку Ли. От корки до корки их прочитал Чэнь и попробовал сделать партию. У него получилось ... не без помощи НКВД СССР (но это другое), что не понравилось Мао. В итоге, он Чэна через семь лет скинул с "бочки" Первого Секретаря КПК, Ли сдал "Гоминьдану," где того быстро казнили (не без помощи НКВД СССР, но это снова другое), а сам стал "Великим Кормчим" , вопреки помощи НКВД его конкурентам, кстати. Но сперва все они попытались избавиться от Мао Цзедуна - в январе 1925-го его выгнали из ЦК и собирались вообще исключить из Партии за провальные результаты работы в Шанхае.
Очень тонкий нюанс: "шанхайская банда" - до сих пор остаётся самостийно-нэзалэжной частью нынешней КПК (уже сто лет миновало), для усмирения которой однопартийцы ежегодно выписывают самою толстую пачку расстрельных приговоров. А тогда в 1925-м Мао просто бежал, едва выжив. Спасти жизнь ему удалось благодаря решительным действиям Чан Кайши, который густым гребешком прочесал ряды коммунистов (по иронии судьбы, надеясь в том числе и казнить Мао). Ну и сильно помогло вмешательство Москвы, когда "старший брат", как слон в посудной лавке, попробовал упорядочить китайские ряды однопартийцев опять же силами НКВД.
В итоге, в 1927-м Чэнь Дусю с бочки был всё-таки снят. На его место, НКВД поставило Цюй Цюбо декана факультета социологии Шанхайского университета
Цюй Цюбо - ещё один библиотекарь
Интеллигентское происхождение вскоре дало себя знать - Цюй предсказуемо зафейлил "Марш Справедливости" Кантонское восстание 1927 года, в результате которого погибла почти вся советская дипмиссия в Кантоне.
Чем объяснить такую тягу ведомства Дзержинского к библиотекарям, никто достоверно не знает. Ни Владимир Нейман (курировавший по линии НКВД I-й - учредительный- съезд китайских коммунистов), ни Павел Миф, курировавший по линии НКВД кадровые перестановки в КПК в 1927-м) мемуаров оставить не успели, ибо сами не пережили 1937-й. Но можно предположить, что такие пристрастия стали следствием общего направления работы "на отъебись", потому как Сталину в те годы было не до китайцев, а Троцкий - сразу сказал, что прежде чем начинать борьбу, надо распространять среди народа коммунистическую литературу. Возможно в органах это поняли буквально. Но возможно были и другие причины.
Как бы там ни было, увлечение "библиотекарями" прошло, сразу после отбытия Троцкого в изгнание.
Очкарика и книгочея Цюя пришлось отстранить от руководства / сдать Гоминьдану (нужное подчеркнуть... впрочем и так понятно, что тут не слэш, а запятая) На партию посадили Сян Чжунфа - кадрового диверсанта, прошедшего подготовку в небезызвестном Коммунистический университет трудящихся Востока
Сян Чжунфа - председатель КПК 1930-1931гг
Но "Китай - штука тонкая"(С), засланный казачок из Московии пришёлся местным не по душе, был быстренько (якобы в французском ювелирном магазине в Шанхае, что как бы намекает, ага...), сдан чанкайшистам и те утилизовали его где-то в придорожной канаве практически в тот же вечер.
На замену ему из "Института" был прислан Ван Мин
Ван Мин - председатель КПК 1931-1932 гг
Но Ван сразу всё понял, и без задержек свалил обратно в СССР
Тогда из "Института" прислали Боу Го
Бо Гу - председатель КПК 1932-1935 гг
С ним пришлось разбираться по взрослому уже самому Мао. И таки разобрался : однажды самолёт на котором летел Боу Го вместе с товарищами, внезапно упал и разбился в дребезги... вместе с товарищами. Да-да , мой юный друг криптоинвестор, самолёты падают не только в Твери. Такие дела.
Ну а что ж с самым первым - Чэнь Дусю?
А вот, он как ни странно, после отставки из родной КПК, организовал - свою собственную с блэкджеком и шлюхами "другую КПК" . Правда была она немногочисленна (всего 400 человек) и прожила не долго - с 1931 по 1932-й годы. Затем Чэня арестовали и на 7 лет засадили в каталажку . Партия его разбежалась. НО, поскольку именно Чэнь вёл наиболее активные контакты с Львом Троцким эта часть китайских коммунистов до сих пор зовётся "троцкистскими". В отличие от прочих последователей Бронштейна по всему белому свету - они бросанием бомб в автомобили не занимаются, а наоборот любят читать книжки. Библиотекари - они есть, ничего их не исправит.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ