Я преднамеренно опускаю повествование о Русско-Японской войне. Масштабы лжи и зубодробительность идеологических штампов там просто зашкаливает, делая невозможным любой, хоть сколь-либо осмысленный анализ фактов. Отдельно доставляет живучесть этого вранья и этих штампов, на фоне которой меркнут мифы времён советского агит-пропа, вроде сказки про «28 панфиловцев». Сказки той войны благополучно пережили и «прогнивший царизм», и «кровавый тоталитаризм», и дивную эпоху «плюрализма со срыванием покровов» и продолжают цвести ныне, век спустя, в уже много раз перекроенной, перелицованной «новой России», заставляя зеленеть от зависти нынешних героев праймтайма. Один только «подвиг «Варяга»» увековеченный в соответствующем русском патриотическом «морском гимне» - ВНЕЗАПНО германского происхождения - чего стоит. Спячка-горячка, высосанный из пальца «героизм» непричастных, шельмование и поливание грязью невиновных - всё столь знакомое нам , столь типичное для любого участка российской истории, там было доведено до гротескных масштабов, «рекордов», многие из которых не преодолены до сих пор.
Перевернём эту страницу, оставив перед глазами лишь Портсмутский договор 5 сентября 1905 года. Как известно, он фиксировал прекращение войны, без объявления победителей или побеждённых, провозглашая «мир и дружбу(!) между императорами России и Японии, между государствами и подданными» (юридически утратил силу только 2 сентября 1945г).
Ещё до начала переговоров Россия отклонила требования Японии по Сахалину, интернированным судам, ограничению российских морских сил на Дальнем Востоке и о контрибуции. Было дано согласие лишь на компенсацию Японии расходов на содержание военнопленных.
Японии очень нужны были деньги – война истощила казну. Но граф Витте, который вел переговоры от лица российской стороны, предложил «просто остаться друзьями»… за даром.
Повоевав ещё две недели (точнее, уже больше делая вид, что воюют), японцы согласились с графом. Да и американский посредник – тогдашний президент США Теодор Рузвельт – намекнул, что русские, скорее всего торговаться не будут и если японцы пытаются продолжать из последних сил драться только за деньги, то дело это бесперспективное. А он очень хотел Нобелевскую Премию Мира получить (и таки получил, молодец! )
Война закончилась, но войска остались на своих позициях и надо было как-то эту проблему решать. Тем более что это был иностранные войска двух государств России и Японии) размещённые на территории других двух государств (Кореи и Китая), при том что местное население никаких войск особенно не любило, а собственной гражданской администрации уже не было 10 лет (со времён начала Боксёрского восстания).
Россию такое положение дел в принципе устраивало : Желтороссия оставалась под контролем Сибирского корпуса.
Японию – нет.
Беспорядки в Токио начались буквально в день объявления Портсмутского мира, который в японцами был воспринят как унизительное поражение («Хитрые русские и американцы украли добытую кровью победу»).
Но самое главное, без надёжного коммерческого соглашения, определяющего юрисдикцию территорий занятых армиями, японцы не могли рассчитывать ни на какое экономическое развития завоёванных земель. Они по прежнему оставались «нежелательным элементом в Китае» даже для англичан, спонсировавших военную компанию: ведь смысл спонсорства был в том, чтобы русские ушли, а не в том, что б японцы остались.
А русские – не ушли.
Другие страны – Франция, Германия – так же отказались выдавать кредиты Японии, столь нужные для покрытия дефицита бюджета. Причина та же: русские войска не ушли, а ссориться с Российским министерством финансов европейским банкиром совсем не хотелось. К 1907 году положение стало угрожающим: Япония столкнулась с небывалым для неё экономическим кризисом и об «украденной победе» пришлось напрочь забыть.
Между тем, в и без того непростую ситуацию, стали встревать американцы: видя что «завоёванная Корея» в руках японцев, как чемодан без ручки, они стали ненавязчиво предлагать свои услуги - «поднести».
Большинство современных историков склоняется к мысли, что Японию усадили за стол переговоров с Россией европейцы. Якобы русский императорский двор отказывался от вступления России в антигерманскую Антанту под тем предлогом, что у него неурегулированы проблемы в Азии. На самом деле, он и не спешил урегулировать «проблемы в Азии», что бы иметь предлог не вступать в Антанту против брата НиколаяII – германского кайзера Вильгельма. Да и в самой Германии – русофильские настроения были сильны (Вспомним опять же – кто написал песню про Крейсер Варяг»).
Так что мне ближе теория «американского заговора» или правильнее сказать, той суеты, что затеяли в очередной раз «генералы шерманы» - авантюристы действовавшие самозванно от имени американского правительства. По негласному (а значит куда более серьёзному) соглашению Рузвельта с Витте, американцев на материке быть не должно. И это надо было закреплять.
В фервле 1907 года, русское правительство наконец-то откликнулось, на предложение японцев о заключении сделки. Переговоры шли полгода и летом был заключён секретный русско-японский договор о разделе Китая, известный как «РУССКО-ЯПОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1907 года по общеполитическим вопросам - подписанное 17(30) июля в Петербурге министром иностранных дел России А. П. Извольским и посланником Японии И. Мотоно.»
Многие сравнивают его с пресловутым Пактом Молотова-Риббентропа, хотя по масштабу Пакт меркнет перед «трактатом Извольского- Мотоно.» примерно как те же «панфиловцы». Да и по историческим последствиям то же.
По заведённой традиции, соглашение состояло из двух частей : «публикуемой» и «секретной». Публикуемая содержала лишь две статьи. Впрочем и этого было достаточно для скандала.
Американцы сочли, что Россия купила их сателлита – Японию, заключив с ней политический договор без учёта мнения «вышестоящей инстанции» и были этим крайне обижены. У Рузвельта возникли неприятности в собственной республиканской партии, потерявшей места в Конгрессе.
Его военный министр Уильям Тафт назвал Рузвельта «дурнем, которого легко обмануть» и под этим лозунгом выдвинул себя в президенты (и победил, кстати, да!).
В попытке моральной компенсации, США послали к берегам Японии «Великий Белый Флот» (Great White Fleet) из четырёх дредноутов и двенадцати крейсеров, якобы с мирными целями, и заодно что бы на всякий случай наглядно объяснить кто-тут в море хозяин.
Но было уже поздно. Потому что в договоре имелась ещё и секретная часть, а к ней ещё более «секретное приложение», в котором собственно описывалась линия раздела Поднебесной на сферы влияния. Вот как она была обозначена в тексте:
"Демаркационная линия между Сев. и Южн.Маньчжурией, упомянутая в ст.1 настоящей конвенции, устанавливается следующим образом:
Исходя из сев.-зап. пункта русско-корейской границы и представляя совокупность прямых линий, линия идёт, проходя через Кунчун и крайний северный пункт озера Пиртанг на Сюйшуган; оттуда она следует по Сунгари до устья Няньцзяня и подымается оттуда вверх по течению этой реки до устья реки Толахо. Начиная от этого пункта линия следует по течению этой реки до пересечения её с 122-м меридианом к вост. от Гринвича".
В переводе на современный язык тогдашних географических названий, «линия Извольского-Мотоно» на карте современного Китая выглядела бы так.
Проект «Желтороссия» стал обретать международно-признанные очертания. Признанние пока "секретное" конечно же.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ