Начало.
Достоверно известно, что её прижизненных изображений не существует. Даже когда японские наёмники ворвались в её спальню, не зная как она выглядит , им просто пришлось перерезать всех придворных дам – на всякий случай, что бы не оставалось сомнений: 1 октября 1895 года первая и единственная императрица Кореи, известная как «Королева Мин», главная жена Коджона - 26-го вана династии Ли, правившей в Корее в 1892—1910 годах, действительно умерщвлена. Тела замотали в циновки и оттащив к ограде императорского дворца тут же сожгли.
Так завершилось противостояние Корейского государства проникновению Западной Цивилизации – противостояние отчаянное и обречённое. Впрочем его финал заодно стал и первым актом «сто - летней китайской смуты».
А началось всё в 1866 –м.
Обкуренный опиумом и разорённый «христианами-тайпинами» Китай, уже фактически лежал под ногами Англии. Япония, «открытая» пушками командора Пэрри, кормила американцев, как братьев родных. Про юго-восток – вовсе говорить нечего. И только Корея плотно держала дверь на засов.
В том году наконец французы и американцы пробуют на прочность оборону корейского побережья. Первые под предлогом защиты французских миссионеров к берегам Кореи отправляют военную эскадру, а американский хорошо вооруженный корабль "Генерал Шерман", снаряжённый группой любителей лёгкой наживы, прибывает с целью грабежа сокровищ из могил знатных корейцев.
Стрельба, ультиматумы, пушки…
Всё по стандартному сценарию. Казалось бы – итог предсказуем.
Но не тут то было. Корейцы нагрузили свои лодки смолой и порохом, подожгли и пустили их вниз по реке навстречу "Генералу Шерману". Американский корабль не сумел разрулить, произошло столкновение, воспламенение... и вместе с вояками пошёл ко дну.
Упс-с-с...
В этом же году несовершеннолетний король Кореи Коджон (ему 14 лет) сочетается браком с 15-и летней девушкой из деревни Йоджу… настоящее имя которой неизвестно поныне, потому что в Корее в те времена женщинам иметь своё имя вообще не полагалось.
На первых порах империей молодожёнов правил папа супруга.
Да и королеву мало кто вообще замечал.
У короля куча других жен и наложниц. Так что приходилось ждать своей очереди, даже будучи Первой (формально). К тому же говорят, что она не была красавицей. Да и вообще, выбор на неё пал лишь потому что , хоть и из знатного рода, но в 8 лет осиротела, так что претендентов на власть во Дворец привести не могла.
Но тут дворцовые кадровики – «хэдхантеры» явно недооценили таланты соискательницы.
Начала она, как и положено на востоке – с прилежного послушания. Помня о несчастной судьбе многих королев, пострадавших из-за ревности, королева Мин тщательно скрывала свои чувства, когда муженёк возвращался с загулов.
Так было и тогда, когда фаворитка неблагородного происхождения родила вану его первого сына, получившего почётный титул Ванхвагун. Королева немедленно послала матери Ванхвагуна очень дорогой подарок, показав тем самым, что радость вана — радость и для его супруги. Вскоре, во время какой-то официальной церемонии, она со счастливым выражением лица поздравила Коджона с рождением сына. Именно с этого времени во взаимоотношениях молодой ванской четы начался этап сближения. Тогда же возникла вражда королевы с тестем.
Но пока она не родила сына (1874) вражда эта могла быть исключительно подковёрной.
Ситуация изменилась, когда она стала королева-мать.
Первым делом на колбасу пошли все девицы нетяжёлого поведения, что мешали ей ровно дышать рядом с супругом. Больше никаких «мальчиков» ни у кого не родилось.
Папе-регенту тоже было вежливо предложено… и он согласился. Хотя и затаил обиду: в последующие 20 лет на королеву было совершено в общей сложности 11 покушений (в том числе взрывов бомб непосредственно в спальне). И лишь строгие придворные правила запрещали отдать под суд главного подозреваемого (впрочем и так все знали).
Что характерно, у королевы не было никакой «секретной службы» и личных телохранителей . О всех предстоящих покушениях она узнавала… как сейчас бы сказали «из соц-сетей». Ну и чутьё у неё было недюжинное.
Впрочем, Мёнсон приходилось заботиться не только о собственной жизни. Муженёк был императором - так себе, фактически жене приходилось и страной управлять.
А времена настали тяжёлые. Первая японская интервенция произошла, в 1873-м, когда императрица был ещё на сносях. Пришлось с японцами подписать «договор о свободной торговле»… а за ними ещё с дюжиной желающих. Страну наводнили беспошлинные товары, в итоге национальный производитель лишился работы. Крестьяне разорились. Уже через 10 лет начался голод. За ним пришла «революция» (разумеется по «японскому образцу»).
Это был первый случай, когда харизматичная 33-х летняя императрица смогла поднять народ на борьбу с японскими бандитами, и что удивительно, всего за 7 дней вопрос был решён.
Однако объективно экономические возможности Кореи в тот момент были малы. Поэтому , не сумев тайно, японцы вторгаются в страну открыто – посылая «ограниченный контингент». Тут уже от Мёнсен потребовались недюжинные дипломатические способности: призвать на защиту соседний Китай, а конкретно – династию Цин, с которой корейцы до этого всё время враждовали.
Японцы ушли, и следующие десять лет себя не проявляли.
Но в 1894 –м произошло неизбежное: полномасштабная интервенция Японии, война с Китаем, закончившаяся его поражением. Корея досталась как приз победителю . Ляодунский полуостров полностью отходил под японский протекторат, если бы не одно «но»: Мёнсон обратилась за помощью к России. В итога, созванная по инициативе конференция трёх держав (Россия, Франция , Германия), предложила японцам закатать губу обратно, и удовольствоваться денежной контрибуцией (которую, к слову сказать, Россия тут же и заплатила, выдав Китаю долгосрочный кредит).
Японцам снова пришлось уйти восвояси, но с это занозой надо было что-то решать.
Японское участие в физической расправе над главой тогдашнего корейского государства никто особенно и не скрывал. Уже через два месяца в Сеуле был суд. А в январе 1896 –го расширенный суд уже в Японии , в Хиросиме (той самой, да…).
На суде, все участники чистосердечно признались, но не раскаялись, поэтому суд счёл логичным их… оправдать. Да. А вы как думали?
Азия-с.
Но на всякий случай, маленькая подробность:
Единственным живым свидетелем , видевшим непосредственно момент убийства Мёнсон, был русский архитектор, работавший в тот момент в корейском императорском дворце - Афанасий Иванович Середин-Сабатин. Он уже через час сообщил об увиденном русскому поверенному в Корее Карлу Веберу, ну а тот – по дипломатическим каналам дальше . Официальная корейская историография определяет это момент, как ключевой пункт справедливости, поскольку японцы де замышляли провести операцию скрытно, выдав случившееся исключительно за внутри дворцовую поножовщину. А вот «русский свидетель» позволил вывести негодяев на чистую воду.
Но… за 100 лет смуты, мы ещё не раз будет удивляться, как часто «русские свидетели» оказывались в самых неожиданных местах, где завершали свой жизненный путь правители Азии. "Совпедание" )))
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
Предыдущие главы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6, 7 , 8 , 9 , 10 , 11 , 12 , 13 , 14 , 15 , 16 , 17
. . . . . . . . . . . . . . .
Использовано:
명성황후(明成皇后) - 한국민족문화대백과사전 (Королева 26-го короля Коджона в конце династии Чосон)
Генерал Шерман – человек, пароход и локальный миф северокорейской пропаганды.
Изображения лиц взяты из корейского телесериала "Императрица Мёнсон / Empress Myeongseong / Myeong Seong Hwang Hu 2001-02" (124 серии, между прочим...)