Чжан Бин-линь // Китай - 100 лет смуты

Начало там^

4e25654ebbfc4d4c992534163204157e.jpg
"Революции придумывают идеалисты, совершают - авантюристы, а их плодами пользуются...", впрочем это изречение настолько широко известно, что нет смысла продолжать. К Синхайской Революции 1911 года оно относится в полной мере. Но по негласной традиции употребляя это изречение принято делать акцент почему-то только на последнем слове. Между тем, начинается то с "идеалистов": именно они провозглашают Идеалы, предлагают Идеи их достижения и частенько они же формулируют Идеологию, на основе которой , вот те самые "последние" и пользуются плодами.. Впрочем , не только они конечно. Революция - сложная затея.

В основе Синхайской революции лежали идеология национализма: угнетённое (до некоторой степени) население национального большинства Срединной Империи - хани, намеревалось сбросить тиранию меньшинства, узурпировавшего власть - чужаков с севера - маньчжур. И как только последние дали слабину - императрица умерла, Монголия отделилась и ушла в нэзалэжность - хани сказали, что "власть одряхлела и мышей не ловит - пора её свергать".

Национализм этот был всегда. Но в конце XIX века к его культивированию в китайских народных массах активно подключилась Япония, затачивая многовековой ханьский национализм на новом антироссийском направлении. С "островов Свободы" материковым "угнетённым братьям" всячески давалось понять, что маньчжуры не просто враги ханей, они ещё и потакают русским. А вот русские - настоящие враги всех азиатов. (Прежде всего, самой Японии, конечно) Причём в японской интерпретации это "маньчжурское потакание" выглядело поистине ужасным: императрица Циси последовательно отдавала России исконно китайские территории вдоль Амура и Приморье, расплачиваясь землей с "бородатыми дьяволами" за поддержку своего трона на русских штыках. И тот факт, что территории те были в лучшем случае маньчжурскими, ханями никогда не заселёнными и вообще никакого отношения к ним не имевшие, в расчёт уже не принималось. "Родиной не торгуют!" . "Прогони маньчжур - останови русских!" - таков был простой и понятный идеологический императив революции.

Нам всё это это знакомо на современных примерах их нашей актуальной истории. И я сейчас не только про хохлов. Ведь и мы же тоже в нашей бесконечной "любви" к "небратьям" склонны искать "американский след".
Это всё идеология. Проходили. "Плавали, знаем..." Скучно.

А вот что действительно было интересным у Синьхайской революции - так это её Идеи. И ещё более интересными - Идеалы.

Вот тут непременно надо по-подробней. И первый в списке носителей Идей и выразителей Идеалов кончено же стоит Чжан Бин-линь - мыслитель, философ, учёный - знаковая личность Китайской истории. Да- он, конечно националист и русофоб, да с японским воспитанием русофобии... Но , все мы не без изьяна. Главное ведь не в этом.
Биографию его я тут пересказывать не буду - это отдельный труд. В жизни Чжан Бин-линь был человеком мягко говоря неоднозначным, и как личность куда более противоречивым чем его Учение. Троль и "баламут" - посидел во всех тюрьмах по-чуть чуть... Проповедуюя революцию , отказывался в текстах воззваний употреблять иероглифы, появившиеся позже династии Тан (!). Это представьте, как если нынче издавать статьи по блокчейну, используя лишь церковно-славянский: "Идёт-бредёт страшилище с ристалища на гульбище в новых мокроступах"... ага..

800px-Hangzhou_Zhang_Taiyan_Jinianguan_20120520-03.jpg
Образцы каллиграфии Чжан Бинлиня в древнем стиле, экспонированные в доме-музее в Ханчжоу. Слева — его кимоно

Впрочем, алогичность это поверхностна. И если внимательно всмотреться, то даже в таких лингвистических капризах есть свой глубокий смысл и жёсткая логика. А вглядеться есть во что, и была бы моя воля - я б в наших школах обязал преподавать учение Чжан Бин-линя. Даром что он русофоб. В конце концов - не более русофоб, чем Карл Маркс. А Маркса мы в наших школах зубрили.

Прежде всего , Чжан Бин-линь - социолог. Он первый китайский социолог и строго говоря - первый социолог вообще (хотя в конце XIX века социология стала пробиваться и в Европе).
Социолог - это значит, что его учение об устройстве общества идёт не от материальных проблем - корысти, экономики , метафизики и прочая-прочая европейская заумь, а от внутреннего мира человека, который проецируется на общество.

Человек же по Чжан Бин-линю - от природы своей религиозен. Не в смысле любит "в церкву со свечкой ходить", а в смысле, что не может жить без принятия какой-то формы веры. Веруют все.
И ты, мой юный друг-криптоинвестор веруешь, что биткоин будет стоить 100K ...
Хотя никаких разумных объяснений ни мне, ни даже себе , предъявить не можешь!
Так вот по Чжан Бин-линю всё многообразие вероисповеданий, что известны на планете, и что ещё только будут придуманы, существует лишь в трёх формах:

  • пантеизм - вера, признающая что мир имеет свою логику, но человеку не дано её познать, поэтому , дабы не портить себе мозг, человек Верует, что
    а)логика эта есть,
    б)ею заняты высшие существа (боги) которые всё делают правильно

  • монотеизм - вера, признающая, что в мире нет никакой логики, но есть Высшая Власть и Высшая Справедливость, а человек должен бояться первого и заслуживать в отношении себя второго : не совершать грехов, жить праведно , слушать маму и делать по утрам зарядку.
    Монотеизм требует, что бы человек верил, что
    а)Бог есть один и он Творец всего и сила его безгранична
    б)у Бога нет никакой логики, потому что она ему не нужна, а всё что тебе надо, ты можешь просто "заслужить" и получишь "по справедливости" (в этом мире, или в другом, не уточняется , хе-хе...)

  • атеизм - вера, признающая, что наше незнание законов Вселенной не освобождает от ответственности, и никто тебя не "спасёт" ни за какие "мольбы" и "добрые дела", кроме как собственная смекалка и трудолюбие. А уж насколько "логично" или "справедливо" будет такое "спасение" каждый решает сам.

Чжан Бин-линь считал, что все эти три формы религиозности в равной степени присущи каждому человеку, и "споры о вере", это из разряда "какая рука важнее - левая или правая".
Главное, что человеческое существо не может существовать социально, обходясь без веры и живя вне веры.

Потому что именно вера, формирует базовые поведенческие установки : этику и мораль.

Мораль, представление о "добре и зле", "ценности и справедливости", "ответственности и праве" - Чжан Бин-линь считал прямым следствием той религиозной установки, не которую ориентирован индивид в обществе.
А значит:
а)мораль бывает разная - нет единого этического стандарта
б)мораль меняется - то что прежде было хорошо, теперь - плохо , и наоборот.
У разных людей - разная мораль.
Мораль с точки зрения Чжан Бинлиня играла ключевую роль в судьбе государства и нации. Он признавал деление морали на общечеловеческую и социальную, акцентируя внимание на неизбежность изменений морали в ходе развития общества. По этому поводу он разработал теорию «профессиональной морали», которая базировалась на постулате : о зависимости морали от профессии и рода деятельности. Он разделил человечество на 16 страт, расположив их по родам занятий, ранжировав по убыванию степени нравственности. Шесть страт являются «соответствующими морали» — крестьяне, ремесленники, торговцы разных видов, интеллигенция. Остальные 10 страт (высшие слои социума) полностью лишены нравственности.

В число базисных норм нравственности Чжан Бин-линь относил:

  • стыд,
  • серьёзность намерений,
  • несгибаемость и обязательная верность слову.

Ключевой из элементов нравственности — стыд.
Поскольку общественная нравственность деградирует, правительство должно перевоспитывать народ, но эта работа должна быть индивидуальной, а не коллективной. Заряд нравственности обеспечивает изучение конфуцианских канонов и буддийских сутр. Школа же и общественное образование - разлагает мораль.

Истоками формирования общества являются морально-психологические факторы: социум возник, когда люди захотели безопасности и объединились в сообщества. Стимулирующими факторами процесса объединения являются моральные категории гуманности и долга.

Вот из этих представлений об Идеалах Чжан Бин-линь формулировал свои Идеи об устройстве государства.
Прежде всего оно должно быть социальным: дающим место разным формам морали , но надёжно объединяющем людей на почве взаимодополнения разных форм религиозности индивидов.
Социальное государство - это республика, демократия, но... без парламентаризма.
Чжан Бин-линь считал парламентские институты - глупостью от помутнения рассудка, а депутатов - безнравственными болтунами, разрушающими мораль.

61Y02O+ORDL.jpg
Биография Чжан Бинлинь (Сущность) 2015

Впрочем в ранних трудах Чжан Бинлинь, не отметал парламентаризм с порога , понимая, что в реальной политической практике это «наименьшее зло», к которому необходимо будет прибегнуть за невозможностью быстрой реализации более совершенного политического проекта. Но с годами его отношение к республиканскому устройству стало критично, вплоть до его полного отрицания. Он писал:
"Конституция ведёт к концентрации власти, парламент имеет склонность к обретению могущества, а президент равен монарху… Если не искореним этих трёх рачков-древоточцев, то Китаю и дня не будет покоя"
Его не устраивал во всех существующих формах правления принцип народного представительства — краеугольный камень всех западных демократий.Наиболее полно обоснование непригодности для Китая республиканской формы правления с представительной системой изложены в статье Чжан Бинлиня «Нужна ли представительная система?» (1908). В этой же работе содержался и его собственный социальный проект Правильного Государства.

Чжан Бин-линь реально оцениява жизно понимал, что китайский народ, который является источником любого права и любой справедливости, ещё не готов для более активного участия в государственном управлении и процессе законотворчества. Поэтому он отрицал идею народного представительства в принципе.
По его мнению, парламентаризм противоречит принципам национализма и народного благоденствия, поскольку «любой закон, установленный сверху, служит правительству, любой закон, установленный снизу служит процветанию народа», и, следовательно, парламент будет принимать законы, исходя прежде всего из собственных интересов депутатов.
Чжан Бинлинь был уверен - законотоврческйи процеес - это выражение воли народа, которая УЖЕ ВЫРАЖЕНА и содержится в совершенных установлениях старого Китая. С древнейших времён и до наших дней она остаётся неизменной, её очень легко определить, из чего следует, что, во-первых, не требуется дополнительного выражения народной воли, и, во-вторых, поскольку народная воля является неизменной, то таким же должно быть и законодательство. Зачем нужны новые законы, если надо научиться исполнять безупречно те что уже есть? А если не нужны новые законы, то не нуден и Парламент, где эти законы выдумывают.
Чжан Бинлинь исходит из того, что народная воля должна являться источником права, и вместе с тем начисто отрицает возможность волевого создания законодательства.

Идея возможности установления совершенного и неизменного законодательства является той основой, на которой строится весь социальный проект Чжан Бинлиня. Согласно этому проекту в государстве есть три высших сановника — президент, начальник суда и попечитель учебных заведений. Такую организацию власти Чжан Бинлинь рассматривает как традиционный китайский принцип.

Президент избирается всеобщим голосованием из числа наиболее выдающихся государственных сановников. К его ведению отнесены административные вопросы, а также вопросы государственной обороны и внешней политики.

Судебная система, во главе которой стоит начальник суда, призвана обеспечить соблюдение законодательства, как со стороны народа, так и со стороны государственных чиновников, включая президента, который в случае нарушения закона привлекается к ответственности на общих основаниях. Начальник суда и все остальные судьи избираются непосредственно всё тем же «юридическим сословием», на которое возложена задача «формулирования» законов.

Наконец, органы просвещения во главе с попечителем учебных заведений призваны просвещать народ и воспитывать в нём нравственные качества. Все учебные заведения, кроме начальных школ и военных училищ, являются независимыми от правительства.

Оригинальная концепция государственного устройства с трудом поддавалась какой-либо классификации, что признавал и сам мыслитель: «Если уж назвать его республикой (гунхэ), то это истинная республика (диши чжи гунхэ), а если именовать его абсолютизмом (чжуаньчжи), то это оригинальный абсолютизм (цигу чжи чжуаньчжи)».

Экономическим идеалом Чжан Бинлиня было аграрное государство, живущее по принципу: «пригнуть богатых и сильных, оказывать помощь бедным и слабым». Государство должно всемерно ограничивать частный капитал, запрещать совмещение предпринимательства и государственной службы, последовательно проводить принцип равенства (уравнение прав на землю, равная ответственность перед законом, всеобщее обязательное образование как средство привлечения народа к управлению страной). Чжан Бинлинь полагал, что все эти принципы соответствуют китайской национальной культуре и в то же время близки социализму.

Чжан Бин-линь - не был "кабинетным учёным". несмотря на свой неуживчивый характер, он успел поэкспериментировать со своими идеями, занимая посты в революционном правительстве Сун Ятсена. И позже, несмотря на своё неприятие коммунизма, был неоднократно цитирован оснвоположниками коммунистического движения в Китае, в особенности при построении "социализма с китайской спецификой" Хотя это ещё вопрос: чей социализм настоящий, а где он - "со спецификой".

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ

. . . . . . . .
Использовано:
Калюжная Н. М. Традиция и революция. Чжан Бинлинь (1869—1936) — китайский мыслитель и политический деятель Нового времени. — М.: Упрполиграфиздат правительства Московской области, 1995. — 342 с.

H2
H3
H4
3 columns
2 columns
1 column
3 Comments