Ни за что не разобрать Историю Великой китайской смуты ХХ-го века без понимания роли России. Сотни событий выглядят словно куча иголок - ворохом разрозненных фактов, исторических анекдотов, порою забавных, порою не очень, а частенько - омерзительных до тошноты масштабом вранья. В них не видно смысла и связи, пока не обратишь взгляд на Соседа. Но и тут всё не просто . Ведь в нашей культуре почитается за благодетель любовь к историческим мифам и презрение к фактам : первое - всячески поощряется, а за второе можно и схлопотать... Причём не от "органов", а именно от "бдительных сограждан". Уж очень они любят свою р-родину. Эдакое молчаливое общественное порицание.
В разное время я опросил несколько десятков преподавателей наших владивостокских университетов : что ни думают по поводу "пекинского похода" русской армии в 1900-м году?
Три четверти собеседников - вообще ничего про "такое" не знали.
Двадцать процентов, "кажется что-то слышали" , но уверены "это китайцы хотели отнять у России Дальний Восток. Сами виноваты, вопщем...".
Пятеро "знали, читали и даже исследовали историю русской интервенции" , но рекомендовали "не обсуждать это слишком громко ибо мало ли что...".
В любом случае - люди живут по соседству с этой страной, ходят по улицам, названым в честь героев, преподают историю детям, но при этом добровольно или не очень, сознательно или по невежеству , знать ничего не хотят о фактах этой самой Истории.
Мы только по отношению к Китаю такие или "28-панфиловцев от Мединского" - это наш универсум?
С гос-пропагандой "жертвенности" - всё понятно.
Но почему же в народе не помнят побед?
Согласен, не бывают победы "белые и пушистые". Грязь, кровь, бесчестие - без них не дойти.
Объективно существует проблема "национальной совести": китайская армия никогда не оккупировала Москву и не разоряла кремлёвские храмы , в отличие от..
Но если не фиксировать финал , то остаётся только "грязь, кровь и бесчестие" - про такое и вправду лучше поскорее забыть.
И тогда нет ничего удивительно, если на забытое место приходят фантомные монстры страхов перед "китайской угрозой" и уродливого патриотизма в стиле "ни пяди родной..."
Все эти сто лет Россия вела себя в Китае, как на своём "заднем дворе".
Это не было "колонизацией". Это было именно "обращение с бесхозной вещью": не своя, но и ни чья. Военные рейды, подстрекательства к гражданским бунтам, политические убийства неугодных лидеров, насаждение "своих людей" во главе конфликтующих сторон, военная помощь "новичкам"-диктаторам, навязывание политических догм и экономических моделей...
Следуя исторической аналогии, можно смело сказать: Россия проводила в Китае политику "доктрины Монро". С той лишь разницей, что США, объявляя "Америку для американцев", реально сделали в Латинской Америке куда меньше всяких "дел", чем Россия сделала в Желтороссии - ничего особенного не "объявляя".
Тем интересней природа таких "дел". Без её понимания не разобрать и последствий.
А эта природа - уже исключительно русская проблема. Китай тут лишь "точка приложения. Как и любая другая страна. Точка приложения Российского Имперства: специфического единства Власти и национального самосознания.
Россия всегда была империей. И в обозримом будущем - таковой и останется. Именно так хочет жить в ней народ. Именно так управляет страной её Власть. А всякие неосторожные попытки отойти от этого принципа приводят лишь к невосполнимым и ничем не оправданным потерям, причём не только в России.
Попытки такие случаются с завидной регулярностью. Во многом они объективны. Но как бы ни странными выглядело традиционное пренебрежение в русском народе к элитам и столь же традиционное , граничащее с брезгливостью пренебрежение элит к своему народу - на самом деле взаимная тяга дух этих сущностей гораздо сильнее любого "цивилизованного парламентаризма".
По сути, русская власть не нуждается в одобрении народа, ибо происхождение её абсолютно.
Народ соглашается с этим, потому что это освобождает его от ответственности за свою власть.
Такая формула устраивает всех. А значит в долгосрочном плане - она куда устойчивее и результативнее "плебесциарной демократии западного образца".
Осознание этого, позволяет русской власти смотреть на Запаl с высока. Народ - присоединяется к этим взглядам, норовя "подковать аглицкую блоху, что б не прыгала..."
Русская власть считает Западные демократии - фейком.
Русские люди считают европейцев - ущербными, духовными инвалидами.
Такое мировоззрение освобождает и тех и других от "моральных препонов", снимая этические ограничение в отношении "недо-стран, населённых прокси-людьми".
Мы презираем. И не важно что и за что. Просто презираем. Это главный Глагол нашего мировоззрения.
Сообразно ему, мир делится на "презираемых" нами и остальных, кого презирают даже те, кого мы презираем.
Китай после "опиумных войн" оказался в числе вторых и это определило стратегию Российской Империи.
Тут важно понимать, что Имперская Власть в России не просто абсолютна по содержанию. Она самоопределяет себя, как Власть, имеющую византийские корни. Причём"византийство" Российской Власти понимается как некое "дао" - высший путь, не обусловленный биологическими, кровно-родственными или территориальными причинами, но имеющий метафизическое происхождение, навроде законов небесной механики.
Из этого самоопределения вытекает два любопытных следствия.
Следствие первое : Власть в Российской Империи не нуждается в России как таковой и уж тем более, не нуждается в народе её населяющей.
Точно так же, как физическое отсутствие Римской Империи не помешало нацистам объявить "Третий Рейх", Российская Имперская Власть всегда готова объявить себя в любом месте в любой форме, не обременяя такую заявку какой-либо логикой, кроме "высшего происхождения".
Долгие периоды истории Российская Власть осуществляла откровенно русофобскую , русоненавистническую политику: приглашала "варягов на княжение", насаждала чуждую народу "византийскую церковь", раскалывала эту церковь и принявший её народ, ради прихоти "дружбы" с народцем "небратьев", "прорубала окна в Европу", вешала "железные занавесы" , проводила "экономические эксперименты" и запрещала владеть их плодами...В результате росло глобальное влияние русской власти, причём это парадоксальным образом сочеталось с обнищанием , а то и вымиранием русского населения. Но Византийство правило "при царях" и "без царей", и по ныне оно существует.
Именно в византийстве находили свои корни коммунистические лидеры, продвигая его через символику своей веры : "серп" - замаскированный полумесяц и "молот" - замаскированый крест, насаждая вероучение марксизма, как "всесильного, потому что верного", не взирая на то что авторы - Маркс и Энгельс - были отмороженными на всю голову руссофобы, открыто призывавшими уничтожить Россию и извести живущей в ней народ.
Российская Имперская Власть не нуждается в собственной территории - поэтому легко "раздаёт" и "присоединяет" всё что заблагорассудится.
И не нуждается в народе, который - не видя в нём источника воли - она расценивает лишь как "материал". Но в принципе таковым материалом может быть и любой другой народ.
И из этого вытекает второе следствие - глобальное мессианство Российской Имперской Власти, обозначающей свой смысл и роль инструмента благодатного уравновешивания многополярного мира. Российская Имперская Власть никогда не смириться с чьим бы то ни было глобальным доминированием и не позволит существовать ни какой глобальной стабильности, которая неизменно к такому доминированию бы привела.
Этот концепт не позволяет Российской Власти достигать "окончательных побед" - поскольку таковые привели бы мир к однополярной стабильности. Но столь же логичным образом девальвирует цену понесённых поражений: за них всегда в итоге раплачивается... победитель.
Показательный пример Отечественной войны 1812 года, когда русский царь запретил добивать, разгромленную и бегущую из страны французскую армию, потому что тотальный разгром Франции привёл бы к установлению глобальной гегемонии Британской Империи. Точно так же полтора века спустя Советская Армия не стала "сбрасывать союзников в океан" (Как предлагал Сталину Жуков) потому что тогда не оставалось бы ничего, чем можно было бы "нагрузить" Америку.
Это развешивание "нагрузок" всегда было основным занятием Российской Имперской Власти. Остаётся оно таковым и сейчас - внешний вектор всегда доминирует.
У китайцев не было выбора.
Поднебесная обречена лечь под русский "каток". И всё что они могли сделать - лишь попытаться минимизировать неизбежный ущерб, что собственно они и попытались, согласившись на статус "Желторосии" в 1896-м году.
Но российское византийство не имело опыта власти над столь чуждым народом. А кроме того, не захотела унижаться до управления "презираемыми второго порядка" - презирать тех, кого презирают презираемые. Проект Желтороссия отложили до лучших времен - когда Китай определится: либо подниматься на один уровень вверх (до простых, обычных "презираемых") , либо найдёт себе достойных представителей, для получения своей законной дозы презрения.
Вот в эту роль "представителя" и заявила себя Япония , обновлённая после революции Мэйцзи, подкрепив свою заявку дружбой с западными демократиями ("презираемыми первого порядка"), готовая (как ей казалось) осуществлять протекторат над Китаем и способная (как она надеялась) найти общий язык с византийством Русской Власти, в том случае , если западно-европейский католицизм станет слишком навязчив.
Проверив эту "заявку" своей армией в войне 1905-года (в ходе которой экономика Японии была доведена фактически до банкротства, после чего русские войска вернулись обратно в Россию), Российская Имперская Власть начала новую партию глобальной Игры: Японии была дана возможность провести "Первую Китайскую Перестройку" - Синхайскую революцию 1911 г . Символично, что название этого события, традиционно увязывается датой, то в буквальном прочтении может быть переведена как "Революция Железных Свиней".
В противовес Европейской Цивилизации, Россия спровоцировала формирование нового глобального полюса силы - известного теперь, как "Великая восточноазиатская сфера сопроцветания" ( 大東亜共栄圏; дайто:a кё:эйкэн ) - проект создания в восточной Евразии «блока азиатских народов, возглавляемый Японией, и свободный от западных держав». Причём ещё в Портсмуте в 1905-м году Витте договорился с Рузвельтом, что когда Япония выдохнется , США возьмут себе этого "порося на откорм". Так и случилось, но несколько позже. А пока, первым пунктом в этой повестке была зачистка Поднебесной от инакомыслия - мероприятие, которое по всем правилам игрового жанра лучше всего всегда делать чужими руками.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ