"У всякой беды есть имя, фамилия и паспорт"(С) А у всякой революции есть лицо. И настоящее лицо революции - вовсе не то, что смотрит на толпы с полотен агит-плакатов. Оно никогда не бывает "в первых рядах". Зачастую, это лицо не любит светиться на публике, хотя вниманием не обижено. Но именно оно решает ВСЁ!
Лицо Синьхайской Революции - отнюдь не принадлежит её лидерам из кружка Сун Ятсена, сколь бы не велики были их орг-таланты. Оно не принадлежит исполнителям и полевым командирам вроде Хуан Сина, сколько бы крови не случилось пролить их многотысячным армиям. В лице революции бессмысленно искать черты идеологов Кан Ювэя и Чжан Бин-линя, сколь бы ни зажигательными оказались их речи на митингах и печатные "философские труды".
Нет. Вовсе нет. Этот пантеон революционных богов прекрасен конечно, но..
Лицо революции - это всегда тот кто платит. Тот, кто даёт ДЕНЬГИ на весь этот праздник "прогрессивного инакомыслия", и кто неизменно получает со своих инвестиций достойный гешефт.
Есть такое лицо и у Синьхайской революции - его звали
Цуёси Инукаи (犬養毅) 29-й премьер-министр Японии
(в период с 13 декабря 1931 по 15 мая 1932 г.)
В начале 20-го века в азиатском мире он был тем, кем в мире западном ныне считается Джордж Сорос - человек, который за деньги и ради денег свергает правительства, сеет смуту, разжигает вражду, и на бесчисленных кровопролитных схватках "непримиримых" заботливо взращивает своё маленькое, но вполне успешное благополучие. В самой Японии к Инукаи отношение неоднозначное: официально его принято изображать "мудрым старцем" в образе синтаистского монаха с посохом Дао или в парадном мундире императорского сановника.
Но в годы Синьхайской революции он был ещё отнюдь не старец
Монашеским "посохом" там и не пахло. Зато очень хорошо пахло деньгами самых влиятельных финансовых "домов" Страны Восходящего Солнца "Мицуи" и "Мицубиси".
Как и положено в таких случая , бедный (сперва), но весьма одарённый финансовый гений , родом из самурайской семьи, начал свою карьеру в кругах журналистики (по нынешним временам был бы блогером, поди). Обретённые в этой профессии связи и знания, позволили сабжу создать в 1882 году свою "карманную" Партию Конституционных реформ ( 立宪改进党,りっけんかいしんとう Риккэн кайсинто), где он впрочем не значился даже в учредителях (ибо зачем оно ему надо), которая внесла его на руках в "сенат" японского парламента. После этого партию распустили.
Но придя к успеху, пацан на этом не остановился. Пожизненный пост сенатора не помешал Инкуи получить министерский портфель на поприще всеяпонского просвещения и приступить к распилу бюджета на букварях и школьных тетрадках. Если вы думаете, что эту "схему" изобрели в России, то как бы не так. И да, совмещение должностей в законодательной и исполнительной власти, тоже не резало глаз. Демократия жи! А Цуёси прослыл её пламенным поборником, под лозунгом "всё западное - хорошо для нашей тёмной страны" (Где-то мы это уже слышали).
Кацура Таро
Впрочем, справедливости ради надо сказать - кое-кому глаза это всё-так "резало". И тогдашний премьер Кацура Таро - опытнейший политик, побывавший на высшем государственном посту целых три срока (рекорд для Японии, продержавший вплоть до 2019 года) , старый вояка и стратег (автор победы в русско-японской войне), пообещал вывести не в меру "эффективного" менеджера на чистую воду. Но, как нередко случается, в ответ из политике вывели самого Таро: слив компраматов, придворные скандалы и спровоцированные "патриотами Японии" массовые беспорядки на улицах Токио, привели к падению его кабинета, а через пол-года и смерти "при невыясненных обстоятельствах". Ибо нефиг быть таким самоуверенным.
Можно ли было "как-то по-мягше"?
Наверное , нет.
Дело в том, что ещё в период "пекинского похода восьми держав", финансирование которого "пробивал" сенатор Инуаки, делец Инуаки ухватил очень важную мысль :"Революция - это не просто деньги. Это очень большие деньги!" Надо только правильно всё "настроить". Вот этим "настройкам" он и посвятил себя на поприще фиансово-политической деятельности в начале "нулевых" прошлого века. Под лозунгом противодействия российской угрозе, Инуаки организовал подготовку китайских партизан, которые будут яростно сопротивляться русским оккупантам, в случае захвата Донбаса Китая.То, что "партизаны" Сун Ятсена на деле абсолютно деревянные, никого не волновало. Главное, что пресса о них говорит. А пресса же врать не станет! Особенно, если это пресса демократическая!
Когда в Китае таки полыхнуло, Инуаки-финансист организовал специальный секретный фонд, пайщиками которого , среди прочих был глава финсовой группы "Мицубиси" Ивасаки Хисая,
Ивасаки Хисая
-глава хамбацу (финансовой группы) "Мицубиси"
и на деньги которого осуществлялись поставки оружия революционерам (в основном из третьих стран, прежде всего Великобритании). А тем временем Инуаки-политик, жёг глаголом в японском парламенте, пропихивая закон (и соответствующее финансирование из госбюджета) для отправки в Китай "ограниченного контингента" японской императорской армии (на защиту китайской императорской фамилии), солдатов которой этим оружием тамошние революционеры и должны убивать. Но последнее обстоятельство - сущие пустяки, ведь гос-контракты на вооружение и снабжение экспидиционного корпуса получила в конечном итоге всё та же "Мицубиси". А деньги, как известно, не пахнут.
Примечательно, но даже по-прошествии ста лет, все документы той поры ( как и финансовые планы русско-японской войны, кстати) остаются в Японии закрыты под грифом секретности. Известно только, что даже той малой толики, что выплыла наружу, оказалось двольно, что бы Армия поставила перед Императором вопрос о "неполном служебном соответствии" министра образования, потому как ложиться своими костьми ради чужого бабла японским солдатам как-то не очень хотелось.
Инукаи расстался с "букварями" в 1914 -году, и ... начал лепить новую "партию". Но это уже другая история.
Расскажу в следующий раз.
В любом случае, финал героя поучительно предсказуем. Сколь верёвочке не вейся, а на старости лет, уже будучи премьер-министром, Цуёси Инукаи был застрелен 15 мая 1932 года в своей резиденции в ходе государственного переворота, известного в истории как "Инцедент 15 мая".
Попытку мятежа тогда предприняла армия, возмущённая разгулом бесприципной коррупции, введённой в практику Инукаи.
Номер газеты «Асахи симбун» о событиях 15 мая
Примечательно, что кроме главы правительства заговорщики атаковали только 1 (один) объект: штабквартиру банка "Мицубиси". Путч подавили, заговорщиков схватили/судили. Но... перед вынесением приговора суд получил петицию, подписанную кровью 350 тысяч человек по всей Японии в знак солидарности с взглядами подсудимых и преданности императору; позже суду были направлено письмо 11 юношей из Ниигаты, желающих быть казнёнными вместо офицеров, в конверте с которым было семь пальцев, отрезанных в знак серьёзности их намерений.Приговор, вынесенный трибуналом под нажимом общественного мнения, был очень мягок, учитывая тяжесть содеянного подсудимыми преступления: все они получили по нескольку лет лишения свободы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Использовано:
https://www.nippon.com/ru/in-depth/a00201/