Карьера Красина в SIEMENS-е – классический пример стремительной истории успеха, написанной беглым почерком «эффективного менеджера». Имея лишь азы электротехнического образования (Красин выпускался из университета по специальности «химик»), он буквально взлетел на топовые позиции руководства энергетическим гигантом, начав , что называется с самых низов.
Как?!
А ведь одновременно с бизнесом он же ещё «всей душой служил пролетарской рволюции» - член ЦК РСДРП, издатель нескольких большевистских масс-медиа. Не забываем, что он ещё и «боевым крылом» руководил.
Как же везде поспеть? Тут не только время и таланты надо. Тут бы ещё чудо совместить: одной рукой бороться за «правое дело трудового народа», другой - хозяев-буржуинов ублажать – обогащать.
Все историки единодушно пишут эти два процесса через «вопреки», в лучшем случае объясняя легальную работу Красина в германском концерне, как прикрытие его подпольной деятельности на поприще борьбы с русским самодержавием. Дескать, вот приходилось как –то совмещать, своей натуре вопреки, полезное с приятным. Жизнь суровая заставила, а то бы – ни за что.
Забегая вперёд , замечу это было не единственное совместительство. Неутомимый Красин параллельно с продвижением германских инновационных технологий на индустриальных просторах тогдашней России, занимался ещё и рутинным руководством Барановским Пороховым заводом (ныне ОАО «Компрессор»), производившим артиллерийские взрыватели и другие боеприпасы.
Роберт Классон
А так же помогал своему приятелю Роберту Классону присматривать за производством на Охтинском пороховом заводе выпускавшем для нужд армии взрывчатку и твёрдое топливо для ракет. (Ныне завод «Пластполимер» - название новое, но продукция всё та же). Такое совместительство облегчалось не только тем , что Красин по образованию химик, но и удобствами логистики: все три предприятия - завод "Сименс" и фабрики взрывчатки - находились по соседству в одном городке - в С.Петербурге. Барановский пороховой завод Красин расширил и модернизировал, а так же сделал ему, как сейчас бы сказали «полный редизайн бизнес-модели» - отстранив от руководства мягкотелых потомков первого русского инженера-паровозостроителя Степана Иванович Барановского (умершего, кстати неизвестно где, и неизвестно когда - то ли в 1890-м, то ли в 1893-м.. Ага.. Россия, чо..), сделав предприятие «акционерным обществом», и назначив директром самого себя – любимого.
А вы всё ещё продолжаете верить в сказки, про то, как большевики-подпольщики добывали взрывчатку и патроны, выменивая у сибирских охотников соль на порох?
Ну-ну… Верьте – верьте..
Мне вот интересно другое. Артиллерийские арсеналы, это всё таки не фабрика детских пинеток. За такими предприятиями у любой власти всегда глаз-да-глаз. Тем более, когда они в столице.
Устав «Акционерного общества механических, гильзовых и трубочных заводов П. В. Барановского» был утверждён Высочайшим Государевым Указом 30 июля 1912 года. Не уж-то в царской канцелярии не прочли фамилию подателя бумаг? Или они не знали, что Красин – атаман бомбистов? Или знали, да сочли, что «было то давно и он уже исправился» , перевоспитан сытой заграничной жизнью, терапевтическими порциями баварских колбасок в берлинских кафе (разрешение на въезд в Россию из германской эмиграции Лев Борисович получил том же 1912-м)?
Как-то слабо верится.
Куда проще выглядит версия: знали всё что было и именно поэтому назначили его тем, кем он стал.
И из всех возможных ответов на вопросы «Почему? Не уж то там другой кандидатуры не нашлось?» напрашивается : потому что доверяли. Царские «органы» доверяли Красину, делом доказавший полезность.
Помните «Тифлисский налёт» - бомбы/деньги/ 40 трупов.
Так вот плодами той экспроприации большевики фактически то не воспользовались: трофей достался бандитам исключительно крупными купюрами, номера которых были переписаны заранее.
Каждый раз, когда очередной большевик шел с такой купюрой в магазин за пачкой папирос – там его вязали агенты охранки. Сели все и на сроки немалые.
Но ... только не сами налётчики (судили лишь Камо и то заочно) !!!.
Ни один «экспроприатор» за решётку не попал. Чего не скажешь о многочисленных парт-функционерах, пытавшихся использовать эти деньги сперва в России, а потом за границей. Так , с очередной купюрой арестовали будущего министра иностранных дел СССР Максима Литвинова.
Да и сам Ленин с ними чуть не утонул, убегая от полиции по финскому льду. И опять, как в случае с убийством Саввы Морозова , прямых улик на Красина некто не предъявил. Хотя, раз операция готовилась при содействии сотрудника банка Гиго Касрадзе, трудно было не знать, что за деньги окажутся в «улове».
И вот сей эффективный менеджер, «белый и пушистый» управляет из российского офиса германского электроконцерна заводами , выпускающими взрывчатку в столице России. Удобный для властей (как никак устранил фрондирующего олигарха, что характерно - за его же деньги, и так же на основе "полной самоокупаемости" сдал жандармам верхушку РСДРП ), он наверняка и немцам по душе пришёлся. И скорее всего не потому, что глубоко разбирался в электричествсе и химии, а вот имено как менеджер: умел «решать вопросы».
Как?
Ну вот простой пример.
После самоубийства Морозова, его вдова Зинаида Григорьевна , как водится согласно староверческого обряда, погоревав стандартный срок, в 1907-м году выходит замуж за 39-летнего генерал-майора свиты Его Императорского Величества Анатолия Анатольевича Рейнбота (моложе её на год) – тогдашнего московского градоначальника.
Незадолго до венчания, с Рейнботом происходит пренепритянейший случай : в него бросают бомбу.
Бросок обставлен пышно, шумно, на широкой публике.
Причём бомба … не взрывется вовсе (воспоминания Юрия Бахрушина), то ли взрывается, но не очень сильно (воспоминания Михаил Сладкопевцева).
Сам генерал эффектно стреляет в бомбиста из личного оружия, но не убивает…
Саспенс, да и только.
Преступнк схвачен и на этот раз – казнён. Причем под протокол сознался в своём членстве в РСДРП.
Но всё же , спустя несколько месяцев столь удачливого градоначальника снимают с должности по обвинению во взятках, а через год и вовсе увольняют из «генералов свиты» (за те же самые дела).
Так вот в промежутке между «бомбой» и отставкой, Рейнбот успевает заключить крупный контракт на обустройство электрического освещение Москвы.
Угадайте с трёх раз – кто подрядчик?
Неуж-то слабо?
Ага. «Электрическое общество Симненс».
Вероятно "перемножив два на два", Анатолий Анатольевич пришёл к выводу, что "отставка с мундиром" и некоторой суммой наличности в швейцарском банке, всё же лучше, чем вторая бомба, которая может взорваться уже не так потешно.
Ну а Красин?
Красин – как всегда , прекрасен!
Такие контракты добывал для фирмы, работая лишь за «одну зарплату», так многим был он люб – не прося по сути ничего взамен.
И пользовался доверием даже у тех, кого открыто ненавидел. В ноябре 1917 года он писал жене, жившей с дочерьми за границей, о том, что : «все видные б /ольшеви/ ки (Каменев, Зиновьев, Рыков (Алексей-заика) etc.) уже откололись от Ленина и Троцкого, но эти двое продолжают куролесить, и я очень боюсь, не избежать нам полосы всеобщего и полного паралича всей жизни…»
Ну право, полноте вам, Леонид Борисыч! Что за страхи?! Вы этого паралича хотели с юности и приближали как могли – любой ценой.
Продолжение следует.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
часть 1
часть 2
часть 3 , а продолжение следует.
Использовано:
Тольц В. С., Эдельман О. В. Боевые организации первой русской революции. Радио Свобода http://www.svoboda.org/a/131726.html
Охота за Рейнботом. Как пытались убить московского градоначальника
https://www.vatnikstan.ru/history/reinbot/
Музей историии МосЭнерго http://mosenergo-museum.ru/History_of_Mosenergo/Historical_Review/20324/
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пердыдущий пост серии: Иоганн фон Бернстофф