Сказать, что Леонид Борисович Красин встретил Октябрьскую Революцию без особого энтузиазма – значит ничего не сказать. Ему было крайне неприятно смотреть на все эти низколобые лица, за благородным взором которых не слишком усердно прятались вполне уголовные помыслы. Всех их он знал. Всем платил по мере того, как они делали свою работу. Ребята справлялись – бизнес германского SIEMENS в России процветал несмотря на Войну. Но Власть – это нечто совсем другое. К Власти большевики не готовы. На ближайшие 9 лет, что оставалась Красину до смерти, наиболее часто употребимым словом в его публичном обороте становится «некомпетентность».
Однако противиться «Октябрю» Красин не стал, потому как выгод от нового положения было все таки больше, чем неудобств. А главное – всё складывалось удачно: одно к одному.
Красин единоличный хозяин крупнейшего германского предприятия в России (да и в мире), формально национализированного ещё Царским правительством, которое свергли царские же генералы, от которых потом солдаты ушли. Он всё ещё директор двух стратегических арсеналов и теперь продаёт их продукцию не за бандитский лавэ, а на вполне легальные бюджетные деньги. Причём клиентуру искать не надо – бюджетом страны распоряжаются те самые «экспроприаторы» из его старых бизнес-партнеров по «Технической группе РСДРП». Идёт война , а значит о цене на патроны никто не спорит.
Впрочем, воевать по-серьёзному бандюки не умеют, да и не собираются вовсе: «Декрет о мире» издали в первый же день. И это опять хорошо, потому что совсем уж отрываться от уютной Европы Красин не собирался.
Но это временно. Вскоре «экспроприаторы» переформатируют войну «империалистическую в войну гражданскую» - стрелять не перестрелять - Красин, став председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии ещё наверстает.
А пока Леонид Борисович активно участвует в подготовке сепаратного «Брестского Мира» с Германией, где среди взаимных политических реминисценций скромно затерялся пункт о восстановлении конвенционного режима русско-германской торговли от 1904 года, с его заградительными пошлинами на российское сырьё в Германию и беспошлинный импорт германских товаров в Россию.
Договор, против которого не смог ничего поделать Сергей Витте , стоивший графу , в купе с его нелюбовью к немцам, премьерского кресла, теперь легко и непринуждённо подписывает новое российское правительство, мотивируя этот жест актом помощи братскому германскому пролетарьяту… и его работодателям. Таких «актов» будет ещё очень много.
Мирный процесс идёт туго. Главком действующей российской армии сорокалетний генерал Н.Н.Духонин отказался исполнять приказ большевиков о прекращении сопротивления немцам. Пришлось направить в Ставку Н.В.Крыленко, что бы тот арестовал и расстрелял Духонина. Впрочем генерала убили, как гласит официальная историография, «революционные солдаты» не дождавшись комиссара.
А вот самого Крыленко собственноручно расстрелял немец Ульрих. Правда это было позже – в 1938-м по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в рамках дела о «контрреволюционной фашистско-террористической организации альпинистов и туристов» (?!!) .
Да уж, такие вот тогда были формулировочки, мой юный друг-криптоинвестор )) Застукали с альпинистским рюкзаком, значит – «турист-террорист». Суд – 20 минут - и к стенке!
Сам то Ульрих от инсульта преставился, если чо… Но приводить приговоры в исполнение – это было его призвание икигай))
И вот с такой публикой приходилось работать!
Уже в ноябре 1918 – Красин занимает пост народного комиссара (министра по нынешнему) торговли и промышленности. Вспомним: торговать в тот момент Советская Россия могла только с.. да! Всё правильно! … только с Германией. А весной следующего 1919-го Красин становится Министром Путей Сообщения.
Сергей Юльевич Витте ворочался в гробу! Его железнодорожная супер-империя, кровью и потом по щепочке сколоченная в преданном служении Государю Императору, досталась в руки террористу-бомбисту, которого он должен был собственноручно тихонечко замочить где-то в парижском сортире ещё в бытность свою в тайном обществе «Священной дружины».
Не замочил.
Вышел Леонид Борисыч сухим из воды.
И взял всех ферзей со всех столов в этой шахматной партии.
Говорят, что Красин умер богатейшим человеком Европы, чьё личное состояние по нынешним ценам исчисляется в 60 миллиардов долларов США. Умер разумеется в Лондоне вполне респектабельно - от сердечной недостаточности. И хотя насчёт причин смерти тоже ходят всякие слухи, но свой земной путь он прошёл как минимум успешно. Так что - и вам не хворать.
Для нашей темы важно другое. Плана ГОЭРЛО – затея дорогостоящая, фактически разорительная, и по здравым меркам никак неоправданная, стала насаждаться большевиками с первых же дней : «Коммунизм – есть советская Власть плюс электрификация всей страны».
Заговорили о ней в первые же дни после Революции, а в окончательном виде План был принят Советом Народных Комиссаров 21 декабря 1920 г постановлением «О плане электрификации России».
Руководил разработкой плана Глеб Кржижановский – человек, тоже не очень то разбиравшийся в электричестве , и ещё меньше в макроэкономике.
Показательный эпизод. На первом заседании комиссии ГОЭЛРО , проходившем под председательством этого самого Г. М. Кржижановского, к нему подошёл видный русский электротехник К. А. Круг и предложил включить в состав комиссии какого-нибудь известного политэконома. Гигантские ж деньги!! Но: «Не нужен нам никакой политэконом, у нас есть свой политэконом — Карл Маркс!» - бодренько парировал начальник стола.
Ну так вот этого самого Г. М. Кржижановского привёл в большевизм Красин. Как когда-то Ленина привела Крупская – в ту же самую Бруснёвскую группу в том же самом 1891-м году. Теперь протеже отрабатывал «кредит доверия» - Электрификация пошла на Ура!
Ещё одним видным «локомотивом» комиссии был Роберт Классон, тоже «бруснёвец» того же 1891-го, втащивший Красина в SIEMENS (кстати и умерший с ним в один год). Вот с таких твёрдых рук и понял неудачливый адвокат из Симбирска, зачем нужна Социалистическая Революция в «отдельно взятой стране».
Контракты на поставки оборудования и материалов для столь масштабной затеи в «молодой советской республике» выполнял конечно же только SIEMENS, по ценам, которые мог устанавливать только SIEMENS получая в оплату то, что щедрой рукой\о брал из казны … человек–SIEMENS - министр Внешней Торговли СССР Леонид Борисович Красин.
Я ничуть не жалею, что мы больше не празднуем «7-е ноября – Годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции». За пышностью слов – обычный рейдерский захват целой страны одной единственной пусть и не самой маленькой компанией. Мастерски проведённая бизнес-авантюра, где цинизм и дьявольское везение одного напористого человека, совпало с унылым пофигизмом многомилионного народа. И по невероятному стечению обстоятельств – авантюра вполне удалась. Наверное по ней надо печатать учебники для бизнес-колледжей. Но меня беспокоит вопрос: была ли она единственной, а главное – последней?
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
. . . . . . . . . . . . . .
Использовано
Сысоев Н. Г. Жандармы и чекисты: от Бенкендорфа до Ягоды. — М.: Вече, 2002. — 380 с. — ISBN 5-94538-136-5
Пайпс Р. Брест-Литовск // Русская революция. — М.: Захаров, 2005. — Т. 2: Большевики в борьбе за власть 1917—1918. — 720 с
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пердыдущий пост серии: Иоганн фон Бернстофф