| Начало было раньше |
Это не опечатка и не стёб. Написание слова через два «о» было орфографической нормой русского языка петровской эпохи. Хотя сам Пётр писал то «кОрО…», то «кОрА..».
Впрочем, для международной переписки это было не важно, потому как велась она всё равно на латыни, а на русском лишь составлялись черновики.
Куда важнее: кому? и о чём? были эти письма. И какова их судьба.
Известно например, что личное письмо Петра I, тогдашний цинский император Канси принял от русского посланника Измаилова собственноручно, сделав тем самым беспрецедентный дипломатический шаг – до этого никогда китайские правители грамоты послов в руки не брали, подчёркивая своё небесное происхождение.
Приезд русской делегации в Пекин остался в воспоминаниях итальянского священника Маттео Рипа, служившего переводчиком при дворе китайского императора. О въезжавших в Пекин русских он писал: «Все в чётком порядке, с саблями наголо, все хорошо одетые. Измайлов хорошо сложен, высокий, национальности московской. Владеет немецким, французским, немного итальянским и латинским языками». Лев Измайлов происходил из знатного княжеского рода, ранее учился в Западной Европе и был послом России в Дании.
Прибытие русской делегации в 1720 году ко двору Цинского императора означало переход отношений двух стран на новый уровень – ведь прежние переговоры проходили лишь между посланниками на границе (которая, к тому же, на большем протяжении была не определена). До этого единственным, и то неофициальным, представителем России в китайской столице был архимандрит Илларион Лежайский, которого Пётр отправил в 1715 году с православной миссией. Полномочия церковного посольства были крайне ограничены. Сам Пётр предупредил об осторожности и необходимости воздерживаться от религиозных споров, чтобы не нарушить мир между двумя державами-соседями: «То дело зело изрядно, только для Бога поступайте в том с опаской и не шибко, дабы китайских начальников не привесть в злобу… Там надобны попы не так учёные, как разумные, дабы чрез некоторое кичение святое дело не произошло в злейшее падение».
Но конечно, в первую очередь Петра инетресовала торговля. Китай тогда находился на вершине своего богатства. Казна ломилась от денег настолько , что серебро в опалту за товары уже не принимали. Достаточно сказать, что Канси ввёл тридцатилетние «налоговые каникулы». В это же время Цинское правительство свернуло торговые контакты Европой, которой тогда по большому счёту , кроме серебра и иезуитских проповедей предложить Китаю было нечего. Иезуиты всех достали. А серебра в Китае своего в избытке. Ещё не стоит забывать, что торговля с Европой шла по морю из южных портов, обогащая ханей. Цинам это не слишком нравилось и порты закрыли.
И тут Россия оказалась, что называется в нужном месте в нужное время.
Нет, серебра в России не было. Да и народа тут жило всего 15 миллионов (Да-да, друзья, не стоит забывать, что Пётр I задумал строить Империю, располагая людскими ресурсами меньше населения нынешней Москвы. И построил). Но зато в России не было и иезуитв – их, как и в Китае, тоже выгнали. А главное, торговый путь тут проходил «по-суху», а значит цыны могли собирать доход без посредничества недовольных ханей.
Особого оптимизма по части русских перспектив китайцы конечно не питали. Страна- как страна , не хуже и не лучше.
«Земли Российскаго государства вообще холодные, влажныя и мокрыя, дождями и снегами богатыя, и есть такие области, в коих больше дней мрачных, нежели ясных. Однако ж Россия просторная и великая. Дремучих лесов везде находится множество, а жильё реткое…
Вино и другие хмельные напитки они пить любят. Когда к кому из родни и из друзей придёт кто в гости или просто, то хозяин неотменно достаёт вина или другова какого напитку и его подчивает, а чаю пить они не знают…
Едят ложками и вилками, а палочек не употребляют…
Живут они большей части по рекам на берегах, купаться они превеликие охотники, и многие из них по воде плавать умеют…
Самохвальство с тщеславием в великом у них обычае. До корыстей они очень падки и завистливы. Однако живут между собою совестно и согласно. Любят шутки и разныя забавы. Раздоров и драк у них мало, но токмо к тяжбам весьма склонны. Когда случаются у них дни празничные, то мущины сходятся друг к другу в гости и веселятся, а подпивши гораздо поют песни, скачут и пляшут. Того у них нет в обычае, чтоб бабы и девицы от мущин укрывались и прятались, но одна пред другою нарядившись пригоже, росхаживая гуляют повсюду и по улицам хараводами поют песни».
Вот такую характеристику России и русских людей, составил в 1713 году один из участников пекинского посольства, маньчжур Тулишень, имевший и китайское имя Яо Фу.
Но объективные плюсы были налицо и китайцы стали торговать.
Ах , что это была за дивная торговля!
Оказавшись посредником между богатым Китаем и Европой, внезапно отлучённой от китайского изобилия, Россия собирала щедрую маржу... буквально на траве!
Ревень – гречишная трава, из которой делают таблетки слабительного. В Европе эпохи Петра I , напуганой чумными эпидемиями, она считалось чудо-лекарством, почти панацеей — снадобьями из корня ревеня пытались лечить массу болезней, от чумы до геморроя.
Традиционно сотни лет ревень в Европу шёл из Китая... покуда цыни "лавку не закрыли". Вот тут случился "шок и трепет" "туземун".
Пуд амурского ревеня, с доставкой до Москвы обходился в 5–7 рублей (очень большие деньги, столько получал рядовой казак за год службы в острогах на берегах Лены или Колымы), но европейские купцы платили за него уже 37 рублей, а в Лондоне или Амстердаме цена за пуд китайского ревеня доходила до 289 рублей!
При таких ценах транзитная торговля китайскими товарами через Россию была крайне выгодна, несмотря на все тяготы путешествия сквозь Сибирь и обратно. Тем более что русским купцам, в отличие от западноевропейских, не требовалось платить за китайские товары серебром — в Китае хорошо покупали меха из России, драгоценные шкуры лис и соболей, добытые охотой или собранные как «ясак»-дань в тундре и тайге Дальнего Востока.
Первый же Петровский караван, отправленный в Китай с купцом Избрантом Идесом (голландского происхождения) в 1692-м году, принёс такую прибыл, что сам купец раплатившись с долгами построил несколько фабричных мануфактур под Москвой.
Пётр I уже тогда планировал войну со Швецией и нуждался в устойчивом доходе для казны. Он ввёл государственную монополию на торговлю с Китаем — все купцы должны были присоединяться к официальному каравану. Самочинная торговля запрещалась: «купчин и русских торговых людей в корованы посылать прилично и чтоб Китайской торг не портили».
С 1697 по 1718 год в Китай отправилось более десятка «государевых кораванов». Меняя в Пекине ценный мех, зеркала, русские и европейские шерстяные ткани на товары Китая — шёлк, фарфор, чай, ревень и пр., — эти караваны приносили немалый доход царской казне. Прибыль первого, отправленного в 1697 году, превысила 24 тысячи рублей, а караван, посетивший Пекин в 1708 году, принёс прибыли уже на 270 тысяч.
В разгар войны со шведами эти деньги многое решали: на сумму в 270 тысяч рублей можно было построить 9 фрегатов или в течение года содержать 17 пехотных полков. Известно, что доход от торгового каравана, покинувшего Пекин в 1709 году (как раз когда далеко на западе прогремела Полтавская битва), позволил Петру I закрыть половину бюджетного дефицита за тот год.
Да-да, друзья! Вот так «прорубалось Окно в Европу».
Странно наблюдать брезгливые улыбки нынешних петербуржцев и их косые взгляды на туристов из Поднебесной. Опомнитесь! Если бы не предки этих «жёлтых человечков», вам бы сегодня не где было жить ))
Хотя, как знать. Может не стоял бы на Неве тот Питер – так и не нашлось бы колыбельки Революции, не митинговал бы Ленин на броневичке, не стрельнула бы холостым «Аврора», не пришли бы к власти коммунисты – сперва у нас, потом у них. И «смута» не разгорелась бы на сотню лет, едва лишь зародившись.
Но это всё наклонения сослагательные. История их не приемлет: уж что произошло – то произошло.
А тогда, петровский посланник Измаилов передал Канси подарки: часы, украшенные алмазами, очки и микроскоп. Последний был изготовлен лично самим Петром. (А вы умеете делать микроскопы?).
Хозяин гостеприимно тоже ответил подарком на подарок : Измаилову была вручена богато украшенная карта Срединной Империи, с напутственными словами про то, что Канси знает страсть своего российского коллегии к «коллекционированию карт».
Вот и разбери их смысл. Китаец намекает русскому царю, сколь широки китайские границы. А русский шлёт китайцу микрокоп, типа "будеш продолжать жить не по средствам, так он тебе понадобится – границы свои искать на карте».
Вот и пообщались государи в «телеграм-чатике». Да. Тогда – всё имел смысл. Ещё б понять - какой.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
Предыдущие главы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6, 7 , 8 , 9 , 10 , 11 , 12 , 13 , 14 , 15 , 16 , 17 , 18 , 19 , 20, 21 , 22, 23 , 24 , 25 , 26 , 27 , 28
. . . . . . . . . . . . . . .
Использованы
https://dv.land/spec/nemetckaya-kuritca-i-kitaiskii-koravan
https://www.tart-aria.info/puteshestvie-iz-moskvy-v-pekin-v-17-m-veke/