| Начало было раньше |
В общем Гербовнике Дворянских родов Российской Империи описание фамильного герба графа Витте заканчивается следующими словами : «Именным Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату в 18 день Сентября 1905 года, Статс-Секретарь, Председатель Комитета Министров, Действительный Тайный Советник Сергей Витте, в воздаяние его заслуг пред Престолом и Отечеством и отличного выполнения возложенного на него поручения первостепенной государственной важности, а также в ознаменование особого Монаршего благоволения, Всемилостивейше возведен в Графское Российской Империи достоинство.»
«Поручение первостепенной государственной важности » - это переговоры о Портсмутском мире. Япония тогда приобрела пол-Сахалина, за что острословы тут же прозвали новоиспечённого графа «Полусахалинским». Но осталась без денежной контрибуции, на которую сильно рассчитывала, из-за чего впала в двадцатилетнюю экономическую рецессию, помножившую «на ноль» всё успехи войны с Россией.
Но тут острословы не сказали вообще ничего.
«Особое Монаршее благоволение» - в этой дежурной формуле много правды, но ещё больше лукавства. Император терпел графа с великим трудом. А уж матушка императрица не выносила и вовсе.
Но приходилось всё же терпеть, потому что в тогдашнем низколобом окружении Двора, должен же был хоть кто-то делать грязную работу. И этому «кто-то» для этой работы надлежало обладать невероятным талантом.
Витте – обладал.
1905-й год богат на события. Революция. Разгром русского флота в Цусиме. Потеря контроля над КВЖД. Но Витте – монархист до мозга кости умел обратить любую беду на пользу Престолу. И за это…. Престол его не любил, подозревая в производстве беды.
По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, император Николай II, с которым тот беседовал 3 марта 1915 года (на следующий день после похорон Витте) резюмировал: «большой очаг интриг погас вместе с ним. Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением.»
Жену Витте демонстративно не принимали ко двору. Это был единственный случай обструкции в отношении супруги высшего должностного лица государства во всей истории России. И дело тут вовсе не в происхождении Марии Ивановны (по рождению Матильды Исааковны). И не в морали. Хотя современники отзывались в том духе, что «К ней протягивалось много рук с предложением опереться на них на подъёмах; она выбирала сильнейших и числом же их не смущалась»
(В. Б. Лопухин. Записки бывшего директора департамента Министерства иностранных дел. )
Ну да – опиралась. Это можно было сказать про каждую первую тогда. Как, в сущности , и сейчас…
И уж конечно же не в её воспитании. Тут вообще всё наоборот : именно жена отучила вспыльчивого Сергея Юльевича сквернословить в присутственных местах, даже когда «Сука-блядь, заебали дибилы!!!»
Просто не любили самого Витте. Жена бы не помогла.
Не любили за всё. За ум. За твёрдость. И в конце концов просто боялись. Ведь граф был не только прямолинеен и твёрд. Он к любой цели двигался словно бульдозер : ломая всё что мешает, и выравнивая всё что поддерживает.
Цель это всё!
А цели у Витте были масштабные.
Собрать Россию в единый кулак.
Упорядочить Мир по российским стандартам.
Для молодого человека в возрасте 21 год , ориентиры, прямо скажем, амбициозные.
Но именно тогда в 1870-м( вспомним, в этом году Красин пришёл в Бруснёвский кружок) он определяется со своими жизненными и политическими предпочтениями, которые вскоре были испытаны на прочность: будучи начальником службы эксплуатации Одесской Железной Дороги, он просто «по должности» был приговорён к тюремному сроку, за случившуюся в 1875-м году Тилигульскую железнодорожную катастрофу вместо с тогдашнним хозяином дороги Н.М.Чихачёвым. Несправедливость наказания нисколько не уменьшила веру в Отечество. Скорее наоборот.
После теракта 1 марта 1881 , закончившимся, как известно убийством царя Александра II , именно Витте фактически создал «Священную дружину» - конспиративную организацию для охраны государя и борьбы с террористами их же методами – «ликвидации» таковых где бы они не находились за пределами России. И с той поры его продвижение по гражданской службе неизменно сопровождалось политическим ростом.
Но я не собираюсь сейчас пересказывать всю биографию графа. Это излишне, если учесть сколько о нём напечатано. Я хочу лишь отметить основные тезисы его геополитических взглядов, поскольку они актуальны по сей день.
Витте, по рождению немец, крайне недоверчиво относился к соплеменникам. Уже тогда (1880-е годы) он считал, что «у Европы нет перспектив», что это «лоскутное одеяло княжеств , погрязшее в гоноре мелких царьков и продажного парламентаризма, ничего кроме гниения миру уже не принесёт». «Европа - это прошлое. Будущее в Азии. И задача России этому будущему дать жизнь.» Но из всех европейцев именно германские народы Витте считал наиболее опасными.
«Германские жители не способны выбрать себе здорового лидера» (тогдашний Вильгельм II был действительно болен с рождения, да и Гинденбург позже, а уж про Гитлера и сказать нечего…). «Слепые сами , им суждено быть жертвой немощных поводырей. Но чувство обиды будет питать их стремленье к реваншу, через которое прольётся много крови. России с Германией не по пути.»
Уже одни эти мысли могли бы иметь для Витте весьма тяжёлые последствия, ведь женой Николая II была как раз немка.
Но Витте шёл дальше: «Будущий мир будет иметь только два полюса силы: Россия и Американские Штаты. Мы обязаны уже сегодня распределить нашу ответственность».
Это 1896-й год . Тогда рейтинг США среди мировых развитых стран соответствовал примерно такому же месту, которое сейчас занимает Украина. Но Витте безошибочно определил американский потенциал. Знал он и потенциал России. И то глобальное Равновесие, которое предстоит создать и поддерживать двум народам.
«Упорядочить Азию – это работа России» . И в этом упорядочении первым делом призывал стать «Матерью для Желтороссии» (термин, введённый им в оборот для очерчивания стран Юго-Восточной Азии, в центре которых Китай). Попечительство над «Желтороссией» большим, но несмышлёным ребёнком, ограждение его от обид дурно воспитанных «немцев» - в этом , по плану Витте была «материнская роль» России на первую половину 20-го века.
«Америке - все что на водах, России – плодородная земля», - по такой формуле он и готовил Портсмутское соглашение, нагружая американцев «опекой над чемоданом без ручки – Японией», ровно так же как он Японию нагрузил половиной Сахалина. Коварство интриги состояло в том, что теперь состязующиеся будут демонстрировать друг другу свои глобальные модели на «локальных примерах». Япония должна стать «витриной» американской модели, что бы «дразнить азиатов». При этом сама она никаких азиатских ресурсов получить не могла.
Прозорливость Витте сработала даже в деталях. Граница раздела Сахалина прошла так, что Японии не достались нефтяные месторождения. В годы Второй Мировой Войны это фатальным образом сказалось на боеспособности японской армии и флота.
Принято считать - якобы Сергей Юдьевич был «слишком щедр» в Портсмуте. Но ведь в сущности его ограничивало только условие Николая II : «никаких денег японцам». Про острова запретов не налагалось. Денег Япония не получила, и очень скоро погрязла в долгах. Долги эти росли в основном перед американскими банками, а те в свою очередь, поднимая проценты, копили золотой запас. Мир дорожал на глазах, и уже в первой четверти 20-го века стал народам не по карману - провести санацию глобального долга могла только Большая Война.
Тут очень важно кто с кем. И Витте аккуратно и заблаговременно подвёл Китай к Союзному договору с Россией.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует .
Предыдущие главы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6, 7 , 8 , 9 , 10 , 11 , 12 , 13 , 14 , 15 , 16 , 17 , 18 , 19 , 20, 21 , 22, 23 , 24 , 25 , 26 , 27 , 28 , 29
. . . . . . . . . . . . . . .
Использованы:
Герб графа Сергея Витте . Часть 18 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи https://gerbovnik.ru/arms/2893.html
Сергей Юльевич Витте: "Все революции происходят оттого.. http://www.library.fa.ru/page.asp?id=272