Поначалу, китайская компартия не была боевой организацией. Она даже не шибко стремилась во власть. Кружок травоядных мечтателей, собравшийся для нескучного коротания времени в тиши библиотеки пекинского университета, не имел по большому счету ни целей ни амбиций иначе как "выучить зарубежные модные книжки, и съездить в Европу". Октябрьская Революция в России, конечно будоражила умы. Но китайский коммунизм вырос из велкиоханьского национализма, поэтому "повторять как в России" пекинским мечтателям было как-то "унизительно для коллектива".
Первые съезды КПК прошли в дебатах типа "а нафига оно вообще нам надо - этот ваш "марксизм" и этот ваш "пролетарьят"?". Соответственно и коммунистов тех было - кошкины слёзы: на 3-м съезде проходившем в июне 1923 года 30 (тридцать!) делегатов представляло Компартию численностью 432 члена. Вот и всё. На тогдашний трёхсотмиллионный Китай, скажем прямо - не густо!
Тягу к власти китайским коммунистам привил Чан Каши, что характерно - вопреки своему же желанию. Но именно введение коммунистов в Правительство был главными условием поставки Гоминдану советского оружия. Это требование Чан Кайши озвучил сам Троцкий при их личной встрече в том же 1923-м. Спорить было бесполезно. Чан Кайши согласился. Впрочем, не думаю, что он так уж сильно сопротивлялся этому требованию. Технически, коммунисты ничего существенного в тот момент из себя не представляли, а миллионы советских винтовок - хороший приз за покладистость.
Винтовки Чан Кайши получил и требования Троцкого выполнил: В состав Политсовет Гоминдана было введено 12 представителей КПК, что на тот момент давало им четверть голосов. Явно больше той массы народа, что они представляли. И вообще говоря, история китайского коммунизма могла бы на том и закончится. Всего через год в январе 1925-го IV съезд КПК готовился фактически к самороспуску компартии, поскольку политические цели достигнуты, задачи выполнены: коммунисты у власти причём безо всяких этих ваших революций , кровопролитий и "лениных на броневичке". Всё складывалось чики-пики, и будущее выглядело уже почти как в сказке: "они поженились и жили вместо долго и счастливо".
Но имелись нюансы.
Во-первых, Чан Кайши не собирался вечно оставаться покорным Москве. Винтовки он получил. А вот сам Троцкий оказался в опале. "Прогибаться" дальше уже не было нужды, да особенно в тот момент и не перед кем: Троцкого нет, Сталин ещё только накапливал власть, а больше никому в Кремле "китайский вопрос" был не интересен. Чан Кайши конечно продолжал демонстрировать лояльность, извлекая из этого все возможные выгоды. Например, он согласился с тем, что его армией будет фактически командовать Василий Блюхер. Но развивать какое-то особое сотрудничество с коммунистами у главы Гоминдана не было мотивов.
Во-вторых, сами коммунисты были , мягко говоря, тоже далеко не едины во мнении о перспективах.
И если "старых библиотекарей" во главе с Чэнь Дусю, всё устраивало, то молодёжь хотела бОльшего. И за это бОльшее готова был пововать. Молодёжь правда была в меньшинстве: Мао Цзедун собственно - вот и всё.
Мао Цзэдун и Джоу Энлай - всю жизнь вместе.
Правда в 1925-м первый уже вышел из ЦК КПК, а второй ещё не вошёл.
Поэтому на первых порах, молодого-горячего Мао просто вывели из ЦК и попросили больше в приличном коммунистическом обществе не появляться. Что он охотно и сделал осенью 1924 года.
В третьих, были и внешние силы, которых альянс Чан Кайши с коммунистами, пусть и потешными, откровенно не устраивал. Прежде всего "Зелёная Армия", которая имела амбиции на власть, и, как коммунисты, тоже была националистически настроена, но в во власть бандюков не пускали, хотя отличие от "библиотекарей" это были "реальные боевые ребята" -они имели , что предложить (ну типа ка Пригожин Путину).
Наконец , колониальные администрации европейских сеттльментов Шанхая прямо требовали от Чан Кайши прекратить любовные ласки с большевиками и угрожали десантом морской пехоты США.
Чан Кайши балансировал как умел, целых два года пытаясь оставаться хорошим для всех. Но к весне 1927-го возможности для маневрирования были исчерпаны.
В марте 1927-го , когда стало понятно, что Сталин вот-вот начнёт Большую Игру, и англичане скорее всего вылетят из Китая к хренам собачим, первыми решили ударить американцы, справедливо полагая, что у того кто бьёт первым, самый большой шанс на успех.
Стерлинг Фессенден занимавший должность председателя Муниципального совета Шанхая , направил тайное донесения Чан Кайши о якобы готовящемся в городе мятеже коммунистов с целю захвата власти. Для пущей убедительности , сам он при этом "позаимствовал" со склада американских морпехов, охранявших сеттельмент несколько грузовиков стрелкового оружиям главарям шанхайских "Зелёных", что бы те начали беспорядки. Произошедшие после этого события вошли в историю, как "Шанхайская резня 12 апреля 1927 года", или Великое Предательство Чан Кайши. Среди сотен казнённых в тот день коммунистов, оказались и представители верхушки КПК .
А Мао Цзэдун смотрел на всё это со стороны молча усмехаясь.
КПК, точнее то, что от неё осталось, помаленьку сама подплывала к его рукам и что характерно - без какого то особого с его стороны усилия. Но успех надо было закрепить и развить. Тем более, что момент складывался благоприятный: Москва, оценив "предательство Чан Кайши", захотела теперь организовать "адресную поддержку" китайским коммунистам "без гоминдана и наследия Троцкого". Мао - весь белый и пушистый, в принципе подходил в качестве кандидата на роль поддерживаемого. Правда в тот момент был далеко не первый в очереди на поддержку, да и у Москвы имелись свои персональные "кадровые заготовочки". В общем, глупо сидеть сложа руки, ожидая у моря погоды - надо было как-то себя заявить.
1 августа 1927 года в Наньчане начался марш справедливости мятеж частей расквартированной там гоминьдановской армии. Первоначально обычный солдатский бунт из-за очередного невыплаченного жалования сумел возглавить Джоу Энлай ( впоследствии - правая рука Мао), ну а когда беспорядки усмирили , то бежавшие в горы остатки мятежников стали собираться в кучи. Вот тут то и появился на свет Мао Цзедун со своим выдающимся "организаторским талантом".
С той поры "1-августа" отмечается В Китае, как День Армии (что -то типа нашего "23-го февраля")
И ещё парочка занятных штрихов , для полноты картины.
Военным советником Наньчанских мятежников был офицер ГРУ Михаил Фёдорович Куманин.
Военным советником войск подавлявших мятеж был Василий Константинович Блюхер.
Противостояние Блюхер vs Куманин в Наньчане жарким летом 1927-го году завершилось победой будущего маршала Советского Союза . Но спустя десять лет Блюхера забили до смерти на Лубянке.
А Куманин спокойно дожил до старости и ушёл на пенсию с должности зам.командующего тыла ВС СССР. Мемуары писал про "#другое", но широко известен в узких кругах, как человек "открывший Мао Цзэдуна"
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ