| Начало было раньше |
У всякого Дела есть Имя – того кто совершил, создал или подал Идею. Чаще всего запоминаются обобщительные – великие. Но реальные нити были в руках людей не столь значительных, хотя и порю ничуть не менее титулованных
Пётр Семёнович Ванновский – военный министр Российской Империи, прослуживший в этой должности между прочим 16 лет - вошёл в историю своим предложением захватить Порт-Артур. Хотя официально считается, что инициатива исходила из министерства иностранных дел, чуть ли не от самого министра Михаила Николаевича Муравьёва. Но для современников сомнений тут не было.
Сергей Витте вспоминал о коллеге : «Граф Муравьев был светский забавник, хотя и был забавен, но забавен плоскими рассказами и манерами, литературно мало образованный, если не сказать — во многих отношениях просто невежественный. Кроме того, гр. Муравьев имел слабость хорошо пообедать и во время обеда порядочно выпить. Поэтому, после обеда гр. Муравьев весьма неохотно занимался делами и вообще, обыкновенно, ими не занимался. Относительно занятий он был очень скуп и посвящал им очень мало времени.»
Какой уж тут глобализм?
Вскоре он и вовсе сдал министерство Владимиру Николаевичу Ламздорфу, которому пришлось навёрстывать «дальневосточное промедление» своего предшественника.
Кроме того , по своим убеждениям Муравьёв был склонен поддерживать «старокитайскую партию» (императрицы и боксёров) в противодействии с реформаторами. Впоследствии это послужило одной из причин «восстания боксёров» в 1900 году, вызвавшего необходимость спасательной экспедиции в Китай.
В общем рейд на Люйшунь (исконно-китайского название местечка, ставшего впоследствии Порт-Артуром) мог созреть в какой угодно другой голове, только не у Михаила Николаевича.
В противоположность сибаритствующему дипломату? военный министр Пётр Семёнович Ванновский был человеком решительным. Витте в своих воспоминаниях характеризовал его так:
"Ванновский представлял собою Личность. Он был человек не большого образования, не большой культуры, но он был человек определительный; твердо преданный Государю; человек порядка, — несколько желчный. Во всяком случае, надо признать, что он держал военное министерство в порядке".
В армии, период руководства Петра Семёновича известен многочисленными реформами, которые он проводил последовательно и неуклонно: изменение структуры , воинских должностей, территориального управления, тактики подразделений.
При Ванновском была принята на вооружения знаменитая винтовка Мосина.
Несмотря на реформаторский стиль, современники отозвались о нём, весьма категорично. Так по оценке русского военного историка А. А. Керсновского Пётр Семёнович был «Человек в высшей степени грубый и придирчивый, он деспотически обращался с подчинёнными. Служить с ним было очень тяжело, и редко кто выносил это сколько-нибудь продолжительное время».
Однако, когда по завершении службы в военном министерстве он был назначен министром народного просвещения, то именно Ванновский инициировал многие привычные для современного студенчества правила, положив начало либерализации университетской жизни в России : студентам предоставлялась возможность корпоративной организации, легализировались курсовые старосты, дозволялось устройство курсовых сходок, учреждение научно-литературных кружков, столовых, касс взаимопомощи и т. д.
21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунь заняла Япония, Японцы устроили в городе беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что якобы были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками китайцев во время осады. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: «Этих не убивать». Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего огромную гору трупов облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием «Могила 10000 сохранивших верность».
В 1895 году по Симоносекскому договору Люйшунь перешел под юрисдикцию Японии. Однако 23 апреля 1895 Россия, Германия и Франция обратились к японскому правительству с требованием отказа от аннексии Ляодунского полуострова. В качестве дополнительного аргумента , в Российской империи была объявлена мобилизация войск Приамурского военного округа. Япония была вынуждена согласиться. 5 мая 1895 премьер-министр Ито Хиробуми объявил о выводе японских войск с Ляодунского полуострова. Последние японские солдаты отправились на родину в декабре.
В следующем 1896 году Россия заключила Союзный договор с Китаем и получила право на постройку железнодорожной магистрали через Маньчжурию - Китайско-Восточную железную дорогу. Но в ноябре 1897 года Германия – тогдашний союзник России по антияпонской коалиции - заняла Циндао. Шаг этот был грубый и опрометчивый. Недаром Витте не доверял немцам.
Но часы запущены – время пошло.
При дворе Николая II мнения разделились: как поступить? Включиться в "раздачу невиданной щедрости", и тоже взять себе кусочек? Или соблюдать союзные обязательства, философски взирая на всех остальных?
Витте, писал царю: «из факта захвата Германией Циндао… никоим образом нельзя вывести заключения, что и мы должны поступить точно также, как Германия, и сделать также захват у Китая. Тем более такого вывода нельзя сделать потому, что Китай не находится с Германией в союзном отношении, а мы находимся с Китаем в союзе; мы обещались оборонять Китай и вдруг вместо обороны мы сами начнем захват его территории»
Государь медлил с решением и даже пообещал Витте быть строгим в соблюдении Договора. Однако, не дожидаясь высочайшего волеизьявления, Ванновский отделал приказ Тихоокеанской эскадре выдвинутся из Владивостока. Буквально через несколько дней после совещания, вроде бы поставившего точку в этом вопросе , уже и сам Император сообщил Витте: «А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой. Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане».
Кстати, название Порт-Артур дали именно англичане. В августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура . Впрочем , есть версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутскогово времена Второй Опиумной войны. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись недолго Командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» отправил китайцам парламентёров с двумя сундуками наличных денег: командир гарнизона генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а его заместитель генерал Ма Юйкунь — 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.
Сейчас, по-прошествии ста с лишним лет, мы восторгаемся умению американцев вести войну в Ираке, когда горда и укреп-районы брали с ходу не танковыми клиньями, а джипами «Хаммер», гружёными баблом для командиров противника. Наверное – это единственно правильный способ ведения войны.
Но не американцы его придумали.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продолжение следует .
Предыдущие главы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6, 7 , 8 , 9 , 10 , 11 , 12 , 13 , 14 , 15 , 16 , 17 , 18 , 19 , 20, 21 , 22, 23 , 24 , 25 , 26 , 27 , 28 , 29 , 30, 31
. . . . . . . . . . . . . . .
Использованы
Мемориальный музей «Могила 10000 сохранивших верность»
http://www.dllsk.gov.cn/russia2013/showclass.asp?newsID=486&classid=7
Алексей Васильевич Шишов. Неизвестные страницы русско японской войны: 1904—1905 гг. М.: Вече, 2004. ISBN 5-9533-0269-X